Аварийные ситуации в жилом доме
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
Почтенный возраст инженерных коммуникаций время от времени создает жильцам типичные неприятности в виде прорыва труб, но иногда провоцирует опасные происшествия – аварии. Например, утечка газа вполне способна вызвать массовые отравления и даже взрыв. Поэтому такие внештатные ситуации требуют оперативного реагирования.
Большинство неполадок в коммунальных системах требует срочного устранения, поэтому Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 № 170, установлены сроки ликвидации аварий.
Отсчет срока начинается с момента обнаружения неисправности работником ЖКХ или регистрации вызова диспетчером аварийной службы. Приведем наиболее распространенные неполадки и предельные сроки их устранения.
Тип повреждения | Максимальный срок устранения неполадки |
---|---|
Течь кровли в отдельных местах | 1 сутки |
Неисправности трубопроводов, их сопряжений | Немедленно |
Засор или поломка отдельных фрагментов мусоропровода | 1 сутки |
Замыкание в электросетях | Немедленно |
Проблемы с лифтом | 1 сутки |
Течь крана умывальника, мойки, унитаза | 1 сутки |
Неисправность водосточной системы | 5 суток |
Нормативные сроки ремонта домов: аварийные ситуации
В постановлении Госстроя Российской Федерации под №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилфонда», утвержденном 27 сентября 2003 г., приводится следующая таблица нормативных сроков выполнения ремонтных работ в домах, в случае возникновения различных аварийных ситуаций.
Виды неисправностей/поломок отдельных конструкций либо оборудования и сроки их устранения:
- По кровле. Возникновение протечек в отдельных элементах кровельной конструкции — на протяжении 24 часов. Появление повреждений в системе обеспечения отвода воды (водосточных труб, воронок, колен, отметов и т. п., нарушение деталей крепления) — в течение 5 дней;
- Относительно стен. Потеря связывающего крепления определенных кирпичей с наружной стеновой кладкой, создающая угрозу их выпадения — на протяжении 24 часов (с незамедлительным ограждением зон, обозначенных опасными). Возникновение неплотности в системах газо- и дымоходов и сопряжений последних с печами — в течение 24 часов;
- Заполнения оконных и дверных конструкций. Нарушение целостности стекол и вырванные створки переплетов окон, форточек, дверей балконов в зимний период — максимум 24 часа, а в летний период — на протяжении 3 дней; по дверным заполнениям (подъездным дверям) — сутки максимум;
- По внутреннему и наружному виду отделки. Появление отслоений потолочной штукатурки или вверху стен, с появлением угрозы обрушения ее в дальнейшем — на протяжении 5 дней (с условием немедленного принятия мер обеспечения безопасности). Появление нарушений во внешней облицовке и лепных изделиях, размещенных на фасадных сторонах стен — должны быть незамедлительно приняты все необходимые меры, чтобы обеспечить полную безопасность;
- Полы. Появление протечек в перекрытии, которые вызваны нарушением гидроизоляции покрытий пола в санузлах — на протяжении 3 дней;
- По поводу печей. Возникновение трещин и разного рода неисправностей в печных конструкциях, дымо- и газохода, создающие опасность вызова отравления граждан дымом, образующими веществами и нарушающие пожарную безопасность строений — на устранение отводится 24 часа (при условии незамедлительной остановки использования до момента устранения проблемы);
Cтоимость работ
Федеральное законодательство регулирует деятельность аварийной службы ЖКХ с помощью постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». В этом нормативном акте изложены правила работы с жилым фондом, причем особое внимание уделяется аварийно-диспетчерской службе.
Существует еще один нормативно-правовой документ — ГОСТ Р 56037-2014. Это национальный стандарт услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Он утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 545-ст.
Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 введены Правила технической эксплуатации жилищного фонда, детально регламентирующие сроки устранения неисправностей. На муниципальном уровне, как правило, предусмотрен регламент аварийной службы ЖКХ по отдельным направлениям работы.
Участники самостоятельно создают соответствующий локальный нормативный акт. Им может быть, например, положение об аварийно-диспетчерской службе управляющей компании, в котором описывается штат АДС, ее полномочия и обязанности.
В свою очередь, ТСЖ и ЖСК включают положения о деятельности АДС в договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими юридическими лицами. Имеют ли ваши УК, ТСЖ или ЖК такой документ? Если да, будет полезно с ним ознакомиться.
Предположим, вы вызвали аварийную службу. Нужно ли оплачивать ее услуги? Важно отметить, что большинство аварий коммунальных систем жизнеобеспечения должны ликвидироваться бесплатно.
Из правила есть исключение: если поломка касается оборудования в квартире, собственником которой вы являетесь (например, лопнула труба в ванной), за устранение повреждения придется заплатить.
За работу аварийных служб заплатят ТСЖ и ЖСК, несущие все расходы самостоятельно по причине непосредственного управления домом.
Пройдите социологический опрос!
Обязанности аварийной службы ЖКХ заключаются в том, чтобы устранить аварию в коммунальной системе жизнеобеспечения в нормативный срок.
Поломка может случиться в любом месте общедомового хозяйства, включая придомовую территорию. Аварийщики помогут и при возникновении неполадок внутри квартиры, но уже за ваш счет.
Перечень действий АДС состоит из:
- Принятия заявки об аварии.
- Отправки на объект аварийной бригады, состоящей из специалистов необходимого профиля (кровельщика, сантехника, электрика).
- Ликвидации причин аварии.
Чтобы быстро устранить возникшие неисправности, нужно иметь представление, что входит в аварийное обслуживание многоквартирного дома. Так, аварийная служба вызывается в следующих ситуациях:
- повреждения трубопроводов систем инженерного оснащения (как водоканала, так и газовой сети);
- поступление воды в жилые и хозяйственные помещения — прорывы и протечки труб;
- неисправности электрооборудования: вводно-распределительных устройств, электрических кабелей (прорыв или повреждение).
- Прекращение подачи электроэнергии в квартире, подъезде, здании.
- засор систем мусоросбора.
Разобравшись в ситуации на месте аварии, муниципальная аварийная служба имеет право привлечь к ее устранению другие специализированные ремонтные службы: газовщиков, связистов. А в домах, находящихся в ведении ТСЖ или ЖСК, следует вызывать аварийно-ремонтные службы ресурсоснабжающих компаний.
С коммунальными неприятностями во дворах и на улицах справляется, как и раньше, муниципальная аварийная служба.
Итак, мы определились с полномочиями аварийных служб ЖКХ. Но куда нужно обращаться в случае неисправности? Учитывая, что авария может произойти в любое время, каждый житель многоквартирного дома должен иметь список экстренных телефонных номеров и адресов.
Оповещение АДС или ОДС
За информирование граждан отвечают УК, ТСЖ и ЖСК. Контактные данные аварийно-диспетчерской службы должны быть вывешены на информационных стендах в каждом подъезде или около него.
Аварийно-диспетчерская служба ЖКХ, как правило, входит в состав организации, обслуживающей ваш многоквартирный дом. Управляющие компании, товарищества или кооперативы обязаны создать АДС.
Если ресурсы или ограниченный штат не позволяют УК, ТСЖ и ЖСК выполнять эту функцию самостоятельно, они заключают договор на оказание услуг с организацией, занимающейся аварийно-диспетчерским обслуживанием.
Помимо аварийной, существует еще и объединенная диспетчерская служба (ОДС). Для тех, кому неизвестно, что такое ОДС в ЖКХ, уточним: это единая система, концентрирующая информацию об управляющих компаниях, о тепло-, водо-, газо-, электроснабжении в единой автоматизированной информационной базе.
Такая служба образуется в пределах района. Ее работа позволяет организовывать взаимодействие между поставщиками и конечными потребителями услуг ЖКХ.
Диспетчерские службы, как АДС, так и ОДС, принимают звонки и заявки круглосуточно. Диспетчер аварийной службы регистрирует вызовы от жильцов или от коммунальных служб, координирует выполнение заявок и вносит информацию в отчеты.
Аварийный запас в ЖКХ
Поскольку аварийные ситуации происходят внезапно, службы всегда должны располагать техническими средствами для устранения последствий. Нельзя откладывать ремонтные мероприятия из-за отсутствия материалов и запчастей. Кто же обеспечивает их наличие?
В настоящее время создание запаса финансируется на муниципальном уровне из бюджета района, в котором находится ваше предприятие ЖКХ. При администрации района может быть организовано непосредственное управление самим аварийным запасом АДС — своеобразным «складом» материально-технических ресурсов для системы ЖКХ. Запас должен контролироваться и пополняться.
Что включает в себя аварийный запас? Набор комплектующих может варьироваться, но, как правило, на складе хранятся следующие средства:
- насосные агрегаты и оборудование;
- вентили и задвижки на трубы различных диаметров;
- трубы;
- контрольно-измерительные приборы;
- электродвигатели;
- провода, электрические кабели, магнитные пускатели и так далее.
Профилактические мероприятия
Следует учитывать, что АДС выполняет лишь срочные, не терпящие отлагательств ремонтные работы по замене оборудования. За капитальную замену лифта АДС не возьмется — это долго и дорого.
Предотвратить проблему всегда проще, чем ее устранять. Это справедливо и по отношению к авариям. Их можно предупредить посредством профилактического инспектирования инженерных коммуникаций. Огромное значение имеют своевременные и качественные ремонтные мероприятия: текущий и капитальный ремонты.
Нужно помнить и о стихии, приносящей с собой масштабные разрушения. Остановить ураган аварийной службе, разумеется, не по силам. Однако она может запланировать организационно-технические мероприятия для минимизации разрушений коммунальных сооружений.