Договор управления многоквартирным домом (МКД)

- 1 Особенности непосредственного способа управления
- 2 Непосредственное управление МКД – как это работает в 2018 году
- 3 Заключение договоров с исполнителями услуг
- 4 УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 5 Переход на непосредственное управление МКД
- 6 Отождествление договоров подряда и возмездного оказания услуг с договором управления
- 7 В каком доме можно организовать непосредственное управление
Особенности непосредственного способа управления
У варианта с самоуправлением многоквартирным домом есть свои плюсы и минусы.
Укажем сначала достоинства:
- прямая оплата поставляемых коммунальных услуг и отсутствие проблем у добросовестных жильцов из-за появления задолженностей у отдельных квартир или управляющей организации;
- прозрачность в начислении коммунальных платежей;
- участие собственников во всех вопросах, касающихся ремонта, благоустройства и других бытовых моментов;
- приглашение на выполнение сложных работ по обслуживанию дома специализированных организаций по собственному выбору. При правильном составлении договора такой подрядчик сделает все качественно и в срок, либо будет осуществлять переделки за свой счет.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpress
Для объективности отметим и недостатки:
- при непосредственном управлении МКД вся работа по содержанию дома ведется на добровольных началах. К примеру, при появлении у кого-то идеи организовать видеонаблюдение далеко не всегда удастся собрать на это деньги с каждой квартиры. Инструментов принуждения при таком способе нет;
- нередко возникают проблемы с назначением уполномоченного лица. Его деятельность не оплачивается, а перечень необходимых знаний и исполняемых обязанностей достаточно большой;
- каждой квартире нужно подписать несколько договоров с ресурсовиками. Своевременность оплаты всеми собственниками контролировать сложно, так как данные об этом есть только у РСО и самих жильцов;
- возможны проблемы с качеством предоставляемых подрядчиками услуг. Обычные жильцы не всегда компетентны в выборе ответственных исполнителей;
- лишение возможности получать государственную поддержку, в том числе, средства на капремонт;
- трудности с ведением документации и отчетности, так как эти обязанности четко не закрепляются.
Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений – это один из ключевых механизмов структурирования общежития граждан, который регулируется ст. 164 ЖК РФ. При этом утверждение подобного правового механизма происходит на общем собрании владельцев жилья в сооружениях многоквартирного типа.
Если обратиться к практике, то непосредственное управление собственниками жилья находит свое воплощение в большей степени в сельской местности, где как таковая серьезная многоквартирная застройка отсутствует. А если подобные сооружения и возведены, то количество помещений в них редко превышает 12 жилых квартир.
Но в том случае, если в многоквартирном доме насчитывается более 12 квартир, то усложняется сама процедура принятия решения, даже если осуществляется непосредственное управление. В частности, чтобы одобрить решение необходимо собрать более 50 % голосов всех владельцев жилья. Только в этом случае подобные решения будут носить легитимный характер.
Непосредственное управление МКД – как это работает в 2018 году
Управлять многоквартирными домами можно, в том числе, без создания ТСЖ и приглашения управляющей организации. Собственники при желании могут остановиться на варианте, когда они своими скоординированными действиями решают все необходимые задачи. Такая форма называется непосредственным управлением многоквартирным домом.
Заключение договоров с исполнителями услуг
Чтобы непосредственное управление собственниками жилья было воплощено на практике, согласно законодательным актам, требуется заключить договор с компаниями-подрядчиками, которые будут оказывать весь спектр услуг, направленных на содержание и ремонт недвижимого имущества. Это является одним из самых важных этапов, потому что, если договор не будет заключен, то напрашивается вывод сам собой – выбранный способ для управления жильем не оправдывает надежд всех без исключения владельцев жилых помещений в сооружениях многоквартирного типа.
Кроме того, если договор не будет подписан, то это будет прямым нарушением законодательства РФ. Так как правила и способы содержания недвижимого имущества, а также порядок проведения ремонта закрепляются Постановлением Правительства РФ под № 491. Иными словами, заключение договоров — это одно из ключевых требований законодателя, чтобы собственники могли осуществлять непосредственное управление жильем.
Другим важным этапом, если осуществляется непосредственное управление собственниками жилых квартир, является заключение ресурсоснабжающих договоров. В частности, данная необходимость регламентируется Постановлением Правительства РФ под № 354. В данном нормативно-правовом акте содержатся основополагающие правила о том, как и в каком объеме должны поставляться коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними заключен договор от лица собственников жилья при непосредственном управлении многоквартирными постройками.
Если наблюдаются какие-либо перебои в электро-, газо-, водоснабжении, то ответственность за подобную халатность несет именно подрядчик коммунальных услуг, с которым заключен официальный договор от имени собственников жилья.
Кроме того, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно в пункте 42, указано, что лица, которые ответственны за поставку коммунальных услуг и иных ресурсов, несут непосредственную ответственность перед собственниками жилья, а если не будет осуществлена полноценная поставка полного спектра услуг, то лица будут отвечать перед законом РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
На собственников жилья в многоквартирных постройках возлагается обязанность заключать как индивидуальные, так и публичные договора при непосредственном управлении в подобных помещениях. В частности, данный вопрос затронут в ст. 162 ЖК РФ.
Он заключается между двумя сторонами соглашения: управляющей компанией или же ресурсоснабжающей компанией и непосредственным владельцем жилых помещений. Направлен подобный договор на обеспечение безопасности и комфорта проживания физлиц на территории постройки и пр.
Ключевое условие, чтобы был заключен публичный договор собственниками жилья, — это присутствие второй стороны соглашения в виде коммерческой организации. Определение того, что представляет собой публичный договор, дано в ГК РФ, а именно ст. 426. Что касается законодательного порядка оформления такого типа договора, то он регламентирован ст. 445 указанного Кодекса.
УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Из-за того, что управляющей структурой постройки многоквартирного типа при непосредственном управлении владельцами жилых квартир признается общее собрание собственников недвижимости, то и полномочие по принятию решений возлагается на этот орган. Если обратиться к ст. 161.1 ЖК РФ, то в этой правовой норме указано, что собственники должны избрать Совет многоквартирного дома, в состав которого войдут сами владельцы жилья.
При этом количество лиц, которые будут входить в управляющий орган, устанавливается на общем собрании собственников. Из общего числа участников Совета выбирается уполномоченное лицо, которое и считается управляющим многоквартирного дома.
Главное полномочие Совета состоит не только в вынесении вопросов на общее собрание собственников, которые касаются ремонта, содержания, правил и распорядка пользования коллективным имуществом, но и в принятии решений, на основании высказанных пожеланий владельцев квартир.
Если владельцы квартир и нежилых помещений считают, что сами справятся со всеми задачами по обслуживанию МКД, то они останавливаются на варианте непосредственного управления. В таком случае обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания будут сами жильцы или привлеченные ими лица. Возможность выбора такого способа управления прописана в ст. 161 ЖК РФ. Важно отметить, что он доступен только для небольших домов, число квартир в которых ограничено тридцатью.
Логика указанного ограничения понятна. Для самостоятельного управления МКД жильцам необходимо быть знакомыми между собой и сплоченно действовать для общего блага. В больших домах это практически невозможно – соседи зачастую не проявляют инициативы в управленческих делах и много лет живут в одном подъезде, не общаясь друг с другом.
Если в МКД до 30 квартир и жильцы решили остановиться на непосредственном способе управления, то им самостоятельно придется выстраивать отношения с поставщиками ресурсов и исполнителями работ. Убирать и благоустраивать придомовую территорию можно своими силами, но для ремонта общедомовых инженерных коммуникаций уже потребуются подрядчики.
Выбор подрядной организации происходит на общем собрании. Более подробно о том, как заключать договоры на содержание общедомовой собственности и получение коммунальных ресурсов читайте в специальном материалеиз справочной системы «Управление МКД». В том числе, в нем есть пункты с описанием того, кто отвечает перед собственниками за соответствующее состояние общего имущества и бесперебойное обеспечение ресурсами.
Тонкости непосредственного способа управления МКД
С 1 марта 2012 года вступает в силу новая норма ч.9.1 ст.161 ЖК РФ о заключении собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых выбирается непосредственный способ управления, договора с управляющей организацией. Настоящей статьей разъясним порядок применения данной нормы управляющими организациями и случай её применения без негативных последствий для потребителей услуг в многоквартирном доме.
О новом варианте деятельности управляющих организаций
Из приведенной нормы и срока её вступления в силу следует, что после 1.03.2012 года в многоквартирном доме с количеством квартир более 12, при выборе собственниками помещений непосредственного способа управления, собственники заключают договор с управляющей организацией, который не называется договором управления, а именуется договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – договор о содержании общего имущества).
Поскольку в данном случае речь идет о непосредственном способе управления многоквартирным домом собственниками помещений, то порядок заключения такого договора установлен в ч.1.1. ст.164 ЖК РФ: (1.1. При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
— такой договор заключается на основании решения общего собрания собственников,
— такой договор считается заключенным при его подписании собственниками, обладающими более 50% голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.164 ЖК РФ в договор о содержании общего имущества включаются обязательства управляющей организации по оказанию услуг и (или) выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме. При этом сохранена ч.2 ст.164 ЖК РФ, в соответствии с которой договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, заключаются каждым собственником с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, т.е.
с ресурсоснабжающими организациями. Соответственно такому порядку заключения договоров плата за предоставляемые потребителям услуги в домах с количеством квартир более 12, в котором выбран непосредственный способ управления, подлежит внесению (п.8 ст.155 ЖК РФ): (Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.)
— плата за содержание и ремонт общего имущества – в управляющую организацию;
— плата за коммунальные услуги – в ресурсоснабжающие организации.
— УО при способе управления «управляющая организация»
— УО при способе управления «непосредственно собственниками помещений».
Сравнение деятельности управляющих организаций в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом
УО при способе управления «управляющая организация» |
УО при управлении многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений (СП) |
|
1. Способ управления |
управляющая организация |
управление непосредственно СП |
2. Заключаемый договор |
договор управления |
договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее – содержание общего имущества) |
3. Нормы регламентирую-щие предмет договора |
ч.2 ст.162 ЖК РФ: — оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества — предоставление коммунальных услуг, — осуществление иной деятельности, направленной на цели управления многоквартирным домом |
ч.1.2 ст.164 ЖК РФ: — оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества |
4. Оплата по договору |
ч.7 ст.155 ЖК РФ: Оплата по договору осуществляется путем внесения в УО: — платы за содержание и ремонт общего имущества — платы за коммунальные услуги — иных платежей за оказание иных услуг (выполнение иных работ) |
ч.8 ст.155 ЖК РФ Оплата по договору осуществляется путем внесения в УО: — платы за содержание и ремонт общего имущества |
5. Порядок заключения договоров с РСО |
ч.12 ст.161 ЖК РФ: УО обязана заключить договор с РСО в соответствии со степенью благоустройства многоквартирного дома |
ч.2 ст.164 ЖК РФ РСО самостоятельно заключают договоры, содержащие условия предоставления коммунальных услуг, с собственниками помещений в многоквартирном доме. |
6. Порядок заключения договора УО с собственниками |
ч.1.1. ст.164 ЖК РФ: договор о содержании общего имущества заключается на основании решения общего собрания собственников (собрание определяет необходимость утверждения условий на общем собрании и вправе поручить согласование таких условий председателю совета многоквартирного дома (п.1 ч.8 ст.161 ЖК РФ) |
|
а) об утверждении условия договора |
ч.1 ст.162 ЖК РФ: условия договора утверждаются на общем собрании собственников |
|
б) о дате заключения договора |
ч.1 ст.162 ЖК РФ: |
ч.1.1. ст.164 ЖК РФ: |
договор управления считается заключенным, если его подписали СП, обладающие более 50% голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме |
||
в) начало деятельности УО по договору |
ч.7 ст.162 ЖК РФ: — не позднее, чем через 30 дней со дня подписания (заключения) или с даты, указанной в договоре управления |
ч.1.1. ст.164 ЖК РФ: — с даты, указанной в договоре о содержании общего имущества |
г) Срок действия договора |
ч.5 ст.162 ЖК РФ — не менее 1 года и не более 5 лет |
ч.1.2 ст.164 ЖК РФ: — нет ограничений – срок согласовывается в договоре |
д) Право председателя Совета МКД подписать договор |
п.3 ч.3 ст.161.1 ЖК РФ Председатель Совета многоквартирного дома вправе на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключить договор на условиях, указанных в решении общего собрания собственников. |
|
7. Контроль исполнения договора |
п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ Председатель Совета многоквартирного дома на основании выданной ему доверенности собственниками помещений: — осуществляет контроль за выполнением работ, оказанием услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме — подписывает акты выполненных работ, оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; — подписывает акты о нарушении качества оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества; |
|
— подписывает акты о непредоставлении коммунальных услуг или их предоставлении ненадлежащего качества |
─ |
|
— направляет в ОМС обращения о невыполнении УО её обязательств по договору управления |
─ |
|
8. Ответственность УО перед собственниками |
ч.2.3 ст.161 ЖК РФ — за оказание всех услуг и выполнение всех работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества и соблюдение Правил № 491 — за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям Правил № 307 (№354). |
ч.2.1. ст.161 ЖК РФ — за выполнение обязательств в соответствии с заключенным договором о содержании общего имущества и соблюдении Правил №491. |
Переход на непосредственное управление МКД
Процедура перехода на непосредственное управление многоквартирным домом в 2018 г. осталась без изменений. Выбрать этот способ жильцы по-прежнему могут независимо от того, как их МКД управляется в текущий момент. Переход происходит в несколько этапов.
1. Формирование инициативной группы.
Первое и ключевое условие, определяющее возможность непосредственного управления – это наличие стойкого желания жильцов работать по данной схеме. Единомышленники объединяются в группу, причем желательно в каждом подъезде иметь своих представителей. Они будут заниматься разъяснительной работой среди остальных собственников. На данной стадии требуется собрать максимальное число сторонников смены формы управления.
Участники инициативной группы решают, когда и где будет проводиться первое общедомовое собрание. Они уведомляют о нем жильцов с соблюдением всех правил, то есть с указанием в извещении:
- даты и места сбора;
- инициатора мероприятия;
- списка рассматриваемых вопросов (повестки).
2. Собрание.
Решение о смене способа управления домом могут принять только владельцы помещений в рамках ОСС. Собрание не обязательно делается очным, для большего охвата имеющих право голоса жильцов оно часто проводится заочно. Решение будет считаться принятым, если за него проголосует больше 50 процентов собственников квартир.
На собрание выносится три главных вопроса:
- смена формы управления домом;
- определение ответственного лица, у которого будет право на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- выбор РСО.
3. Выбор обслуживающих организаций.
Так как непосредственное управление собственниками жилья многоквартирным домом не подразумевает наличия зарегистрированной организации, то договоры на поставку необходимых ресурсов каждый владелец подписывает самостоятельно. Упростить ситуацию можно путем выдвижения уполномоченного лица, на которого жильцы остальных квартир составят доверенности для представления их интересов в данных процедурах.
Более детально вопрос с уполномоченным лицом и доверенностями рассмотрен в отдельном материале. Для наглядности в нем приведены схемы построения отношений между собственниками, уполномоченным, РСО и подрядчиками, а также указаны нормативные акты, регламентирующие описываемые процессы.
Чтобы подписать договор, требуются следующие документы:
- протокол ОСС, на котором собственники МКД решили перейти на непосредственное управление;
- ксерокопия протокола, подтверждающего назначение ответственного лица;
- ксерокопия техпаспорта дома;
- заявление на подписание договора с РСО;
- доверенности владельцев помещений.
Если для обслуживания дома привлекается подрядная организация, то договор с ней также подписывают конкретные лица. Между ними и будет распределяться назначенная к оплате сумма.
Помимо основных работ в доме могут потребоваться и прочие, например, охрана территории или обслуживание системы видеонаблюдения. Их утверждение при непосредственном управлении МКД имеет определенные особенности. Этот вопрос подробно рассмотрен в справочной системе «Управление МКД».
Организуется непосредственное управление тремя способами:
- управленческие обязанности распределяются между всеми владельцами помещений;
- выбирается один представитель из числа собственников, остальные составляют на него доверенности;
- выбираются лица, не являющиеся владельцами квартир. Они также получают полномочия по доверенностям.
Отождествление договоров подряда и возмездного оказания услуг с договором управления
Предоставление тех или иных услуг со стороны подрядчиков могут осуществляться на различных основаниях. Иными словами, в каждом конкретном случае заключается уникальный договор, который содержит основные условия и порядок подобных действий со стороны ресурсоснабжающей компании.
Указанные типы договоров имеют ключевые отличия, которые в первую очередь заключены в предмете самого соглашения между участниками. В случае возникновения судебных разбирательств, даже если подрядчик должен понести ответственность, суд может принять решение не в пользу собственников. Это связано с тем, что договор не будет содержать исчерпывающей информации о предмете соглашения, поэтому и трактовать документ можно в любом виде.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что отождествление договоров может стать детерминантой принятия судом решения не в пользу собственников многоквартирного дома, оспорить которое практически невозможно.
В каком доме можно организовать непосредственное управление
В стандартной хрущевке квартир значительно больше 30, равно как и в типовых многоэтажках более поздней постройки. В связи с этим непосредственный способ управления доступен для реализации гражданам, проживающим в многоквартирных домах двух типов:
- старый 2- или 3-этажных жилфонд, которого с каждым годом становится все меньше;
- новые малоэтажные жилые комплексы, строящиеся в ограниченном количестве и обычно относящиеся к ценовой категории «выше среднего».
https://www.youtube.com/watch?v=ytdev
Впрочем, в вопросе числа квартир в ближайшее время возможны законодательные изменения. В сентябре 2018 года на рассмотрение Госдумы поступил проект закона, снимающий ограничение на выбор варианта непосредственного управления домом в зависимости от его размера. Инициатор документа считает, что здесь нарушаются права жильцов.
Судьба этого законопроекта пока не ясна. С большой вероятностью он будет отклонен, так как серьезного ущемления прав жильцов и недовольных таким положением дел людей в каком-то значительном количестве не наблюдается.