ДТП на велосипедах
- 1 Пошаговая инструкция действий
- 2 Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
- 3 Действия велосипедиста, если водитель скрылся с места ДТП
- 4 Возмещение ущерба
- 5 Выплаты по ОСАГО при ДТП с велосипедистом
- 6 Профилактика ДТП с велосипедистами в России
- 7 Судебная практика
- 8 ДТП с велосипедистом во дворе
- 9 Заключение или почему нужно соблюдать ПДД
- 10 ДТП с велосипедистом при движении по тротуару
- 11 Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году
- 12 Велосипедист врезался в автомобиль
- 13 Нюансы
Пошаговая инструкция действий
Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.
Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.
Существует общеустановленный порядок действий:
- Обследовать всех участников на повреждения.
- При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
- В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
- Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
- Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
- Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
- Сделать фото места ДТП.
- Зафиксировать повреждения.
- Дождаться сотрудников ГИБДД.
- Сотрудничать в процессе составления протокола.
- Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
- При необходимости обратиться в суд.
Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.
Дорожное движение также выступает правовым полем, которое может быть затронуто в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.
ДТП не являются большой редкостью, что требует регулировки взаимоотношений для устранения конфликтов, материального и нематериального ущерба. Травматизм также нельзя списывать со счетов.
Чтобы разрешить конфликт между участниками аварии, нужно хорошо понимать, какую ответственность можно понести за нарушения.
Они совершаются:
- водителем;
- велосипедистом;
- пешеходом.
При этом все стороны могут быть наказаны, если стали инициаторами происшествия. Для каждой из сторон есть свои условия, чтобы ответить за нарушение установленных правил, а также за нанесение увечий и материального ущерба. Таким образом, следует рассмотреть варианты с юридической точки зрения.
Водителя
Когда происходит ДТП, где водитель сбил велосипедиста, предусмотрено несколько вариантов ответственности. Они непосредственно зависят от степени тяжести последствий.
Незначительное происшествие может обойтись простым штрафом или возмещением за травмы и ущерб. Когда авария становится причиной смерти людей, в дело вступает Уголовный кодекс РФ. Предусмотрена криминальная ответственность, наказание за ДТП со смертельным исходом, влечет за собой уголовный срок.
Велосипедист, который не получил травм, может просить лишь о выплате компенсации на ремонт. Однако для ее выполнения требуется участие еще одной стороны. Обязательным условием будет наличие протокола, составленного сотрудниками ГИБДД.
Велосипедиста
В ПДД четко прописано, что велосипед выступает полноценным транспортным средством. Законодательство РФ, в частности КоАП, не предусматривает наказания для владельцев этого ТС. Кодекс учитывает для этого объем двигателя и максимальную скорость, где нет параметров под велосипед.
Виновник в лице велосипедиста может понести ответственность согласно ГК РФ. Довольно распространены ситуации, когда велосипедист скрылся с места ДТП. Определить его личность или опознать по ТС практически невозможно. У него отсутствуют права или номер, как у автомобиля.
Зафиксировать происшествие может только сотрудник ГИБДД. Если протокола с мультимедийным (видео) сопровождением места аварии не будет, взыскать с виновника возмещение ущерба невозможно, нужны доказательства. А повреждение авто придется устранять собственными силами.
Пешехода
Участие в аварийной ситуации этой категории дорожного движения также может спровоцировать ДТП. Велосипедисты нередко сталкиваются с пешеходами. Так же, как и в случае с автовладельцами, обе стороны способны стать зачинщиками. В данной ситуации предусмотрена ответственность.
Регулирование взаимоотношений участников ложится на Гражданский и Административный кодексы. При условии нанесения ущерба, виновник будет вынужден его возместить в соответствии с решением суда. Должны учитываться все обстоятельства и привлекаться свидетели и разного рода доказательства.
Если произошло ДТП с участием велосипедиста, в первую очередь необходимо выяснить нет ли пострадавших. Так как велосипед гораздо легче автомобиля, велосипедист может получить весьма серьезную травму при столкновении, даже если авто двигалось с минимальной скоростью или было неподвижно. Поэтому, прежде чем звонить в ГИБДД, необходимо оказать первую медицинскую помощь или убедиться, что таковая не требуется.
Если ущерб причинен только транспортным средствам непосредственных участников аварии, порядок действий при дорожно-транспортном происшествии с велосипедистом следующий:
- установить знак аварийной остановки и включить на автомобиле аварийную сигнализацию;
- по единому номеру 112 вызывать наряд ДПС (в случае если есть пострадавшие, по этому номеру также можно вызвать скорую помощь, звонок можно совершать даже при нулевом балансе или с заблокированной сим-картой);
- постараться не сдвигать транспортные средства с места ДТП (если заблокирован путь для других участников дорожного движения, то следует освободить проезжую часть, зафиксировав при помощи фотографий тормозные пути и собрав осколки);
ВАЖНО Транспортное средство можно убрать с места дорожно-транспортного происшествия лишь при соблюдении некоторых условий:
1. Обоюдное согласие сторон в определении виновника дорожно-транспортного происшествия.
2. Если сразу же после дорожной аварии все зафиксировано фотосъемкой, и положение транспортных средств после ДТП четко просматривается на фотографиях.
3. Отсутствие пострадавших с существенными телесными повреждениями.Если же оба участника ДТП считают себя потерпевшими, то отгонять автомобиль с места аварии запрещено. Необходимо ожидать приезд сотрудников ДПС. Если же положение транспортных средств будет изменено, инспектор ГИБДД не сможет смоделировать ситуацию и составить схему ДТП с велосипедистом.
- по возможности сделать несколько фотографий так, чтобы в кадр попало расположение транспортных средств относительно друг друга, повреждения и тормозные пути участников ДТП;
- взять контакты свидетелей ДТП (при их наличии).
Затем участники ДТП ожидают пока на место происшествия прибудет наряд дорожно-постовой службы и составит протокол. После этого начинается урегулирование вопроса возмещения убытков. Сложность данного процесса в следующем: несмотря на то что велосипедист является полноправным участником дорожного движения, у него нет полиса ОСАГО, что накладывает некоторые ограничения. В данной ситуации стребовать убытки возможно только через суд или в добровольном порядке.
Если в ДТП с велосипедистом виновен водитель автотранспорта, то взыскания могу быть назначены в соответствии со статьями Кодекса об Административных Правонарушениях (ст.12.27) или Уголовного кодекса Российской Федерации. В зависимости от степени тяжести причиненного ущерба к виновнику может быть применен арест на 15 суток или лишение водительских прав сроком до 1,5 лет.
Если же виновник скрылся с места ДТП или пострадавшим причинен серьезный вред здоровью, то возможны следующие виды правовой ответственности:
- Выплата штрафа.
- Принудительные или исправительные работы сроком до 12 месяцев.
- Арест сроком до 90 суток.
- Лишение свободы.
В случае если происшествие закончилось летальным исходом, виновник ДТП с велосипедистом может быть приговорен к тюремному заключению, однако если действие было непреднамеренное и ранее судимостей не было, то заключение с большой долей вероятности заменят на условный срок.
Если инцидент произошел на пешеходном переходе, то ситуация напрямую регламентируется правилами дорожного движения. При пересечении проезжей части велосипедист обязан спешиться и вести велосипед рядом. Если пересечение происходило по правилам и на зеленый свет (в случае регулируемого перехода), то вина полностью на водителе автотранспортного средства.
Очень часто происходит так, что велосипедист скрывается с места ДТП. В большинстве случаев, так происходит, когда он является виновником происшествия. В таком случае пострадавшему необходимо постараться максимально точно и подробно запомнить приметы нарушителя, постараться зафиксировать приметы на видеорегистраторе и взять контакты у очевидцев ДТП.
Если автомобиль не застрахован по КАСКО, то ремонт автовладелец оплачивает из своего кармана. Если нарушитель будет найден и задержан, то его оштрафуют на 1500 рублей или посадят на 15 суток, а впоследствии водитель авто имеет возможность подать на виновного велосипедиста исковое заявление, с целью компенсации морального и материального вреда.
Если велосипедист попал в ДТП, а нарушитель скрылся на своем авто, то в первую очередь необходимо постараться запомнить гос.номер транспортного средства и основные приметы транспортного средства (марку, цвет). Затем по возможности нужно опросить очевидцев и взять их контактные данные. В таком случае удастся найти виновника происшествия и возместить ущерб.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Зачастую общественность привыкла считать виноватым водителя авто, если произошел инцидент с участием велосипедиста. Как показывает практика — это далеко не так. Около половины всех ДТП данного типа происходит именно по вине водителей велосипедов, к тому же нередки случаи наездов велосипедистов на пешеходов и получение серьезных травм последними.
Сегодня все чаще оформление ДТП происходит по европротоколу, однако, в случае с велосипедистом такая схема тоже не сработает. Как уже было сказано выше у велосипедиста нет полиса, а основным требованием европротокола является то, что у обоих участников происшествия имеются на руках действующие полисы ОСАГО (иногда бывает такая ситуация, что при аварии с участием двух авто европротокол невозможно оформить, так как один из участников, решив сэкономить и не стал делать полис ОСАГО, чего уж тут говорить про велосипедистов).
Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации будет приезд сотрудников ГИБДД, которые детально разберутся в ситуации и найдут виновника. При необходимости или невозможности определения виновного в ДТП с велосипедистом, на месте происшествия может быть назначена автотехническая экспертиза, расходы за которую будут впоследствии возложены на виновную сторону.
Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.
Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.
Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.
Распространенными причинами следует назвать:
- Неосмотрительный поворот водителя направо.
- Езда велосипедистов по тротуарам.
- Не используются светоотражатели и фонари.
- Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
- Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
- Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.
Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.
Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.
ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.
Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.
Задайте вопрос
ПДД РФ позволяют велосипедисту осуществлять движение непосредственно по тротуару. Однако даже если учитывать, что автомобилю там езда запрещена, довольно распространенным является столкновение при участии этих двух участников.
Плохой обзор при выезде автомобилиста в отдельных участках может спровоцировать аварию.
Чтобы понять, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП, необходимо хорошо знать правила движения. Юридический фундамент также будет преимуществом.
Базовые действия, которые следует предпринять:
- обеспечить собственную безопасность, разместившись на удаленном расстоянии от дороги;
- приложить усилия, чтобы задержать других участников происшествия;
- оказать пострадавшим, при необходимости, первую помощь или вызвать скорую;
- сообщить о ДТП в дорожную службу или в страховое агентство, если есть полис;
- привлечь очевидцев в качестве свидетелей;
- подробно описать сотрудникам ГИБДД причину и детали аварии.
В большинстве ситуаций такого рода есть возможность избежать аварии, однако для этого необходимо хорошее знание правил и внимание обоих участников движения в процессе езды на транспортном средстве.
Во дворе
Учитывая габариты машины и велосипеда, авария может случиться даже во дворе.
Ситуация довольно распространенная, особенно в таких случаях:
- выезд авто со двора на проезжую часть в сочетании с плохим обзором;
- выезд на дорогу между домами.
При таких обстоятельствах, виновником юридически будет водитель автомобиля. Но ситуации бывают разными, по факту ДТП во дворе дома возможна обоюдная вина участников или только велосипедиста.
Ведь он также обязан внимательно смотреть во все стороны. Обширный обзор позволяет избежать столкновения, если автомобилист не заметил его движения.
Комфортное взаимодействие на дороге всех участников определяется не только ПДД, но и разметкой. В Российской Федерации принято двигаться по правой полосе, что обязаны выполнять все, без исключения. Нет значения, какой транспорт используется водителем.
Осуществляя поездку по встречному движению, может возникнуть ДТП авария с велосипедистом на перекрестке. Это происходит, когда последний движется против потока машин.
Данное нарушение может спровоцировать аварию, нередко случаются печальные исходы. Виновником будет, скорее всего, признан велосипедист.
Избежать, происшествие и неприятностей можно только при условии соблюдения ПДД РФ, а также внимательности всех участников движения. Последнего добиться крайне сложно, поэтому аварии практически неизбежны.
Еще одна достаточно распространенная ситуация, когда происходят аварийные происшествия, где замешаны владелец авто и велосипеда. Остановка не выступает в качестве места передвижения любого из транспортных средств.
При этом иногда невозможно избежать ДТП с припаркованным автомобилем.
Не следует забывать и об общественном транспорте, поскольку эксплуатация остановок им необходима. Совершая посадку/высадку пассажиров, водитель останавливается на отведенном для этого месте.
Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать для велосипедиста проблемой. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать три стороны, от которых зависит исход ситуации.
Действия велосипедиста, если водитель скрылся с места ДТП
Если водитель велосипеда будет признан виновным в результате ДТП, то для него может наступить административная ответственность по следующим статьям КоАП РФ:
- статья №12.29 часть 2 – нарушение правил дорожного движения в процессе движения по проезжей части (выносится предупреждение или составляется протокол на сумму штрафа в 800 рублей);
- статья №12.29 часть 3 – нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, выписывается штраф от 1000 до 1500 рублей (если действиями был нанесен легкий или средний ущерб здоровью).
Компенсационные выплаты и моральный ущерб взыскиваются в судебном порядке при подаче искового заявления потерпевшим.
В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:
- гибель или травмирование людей;
- повреждение транспортных средств, сооружения, грузы;
- причинен иной материальный ущерб.
Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:
- привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
- назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
- обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.
Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.
Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.
Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.
Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.
На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:
- не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
- передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
- на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
- В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
- при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
- при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
- запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
- запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.
Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.
Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.
Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.
Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.
При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.
Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.
Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:
- легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
- вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.
Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.
Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.
Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.
Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.
После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.
Пешехода
Возмещение ущерба
Каждый участник ДТП может получить травмы, материальный и моральный ущерб. При условии мирного соглашения можно избежать ненужных разбирательств, которые могут дойти до суда.
Осуществление процедуры возмещения выступает привычной юридической практикой. Основанием для этого выступает постановление ГИБДД, а также представленные доказательства.
Аварии на велосипедах могут быть причиной судебного разбирательства, выяснения отношений со страховой фирмой или с юридическим лицом, которое предоставляет услуги по урегулированию спора.
Подготовиться к успешному завершению можно при условии знания всех событий нарушения, при которых привлекается та или иная сторона. Правовая сфера выделяет отдельно возмещение вреда виновником и страховой компанией.
Виновником
Порядок выполнения возмещения возможен при условии определения виновника, что фиксируется в протоколе по делу.
В их качестве могут быть в равной степени:
- Водитель транспортного средства.
- Велосипедист.
Не каждый владелец может иметь страховку на момент ДТП. Поэтому велосипедист имеет право потребовать возмещения в судебном порядке. А также до суда дойдет дело, в случае отказа страховой выплачивать средства за повреждения (ТС или телесные). Возможен отказ из-за величины ущерба моральной компенсации, тогда пострадавшее лицо может обратиться к суду.
В случае с велосипедистом ситуация гораздо сложнее. Он не обязан страховать велосипед, что исключает возможность компенсации ущерба при помощи СК.
Однако регулирует этот вопрос Гражданский кодекс. Ответственность может наступить согласно ст. 1064, которая предусматривает компенсацию. В силу сложностей обстоятельств дело может дойти до суда.
Страховой компанией
Когда виновником является автомобилист, он может воспользоваться полисом ОСАГО. В таком случае страховая компания может покрыть нанесенный вред. Для этого потребуется собрать соответствующий пакет документов. Соблюдение требований поможет осуществить операцию должным образом в отведенные сроки.
Для получения компенсации велосипедисту потребуется самолично обратиться к страховщику.
Для этого нужны следующие документы:
- протокол с места происшествия, составленного сотрудниками ГИБДД;
- постановление о ДТП;
- извещение;
- документ, подтверждающий личность;
- номер счета в банке.
Отказ дает право на обращения с прошением в судебный орган. Такой ущерб будет возмещаться согласно ГК РФ.
Выплаты по ОСАГО при ДТП с велосипедистом
Предположим, что произошло ДТП с участием велосипедиста и виновником является автомобилист. В случае если автомобиль застрахован по полису ОСАГО, водитель велосипеда имеет полное право выдвинуть требование страховой компании на получение материальной компенсации. Для этого необходимо собрать соответствующий пакет документов.
Бывают случаи, когда страховая компания отказывает в выплате или удовлетворяет ее в частичном объеме. В таком случае потерпевшая сторона ДТП с велосипедистом может обратиться в суд для урегулирования вопроса. Также нередки случаи, когда водитель может быть освобожден от выплат в полном или частичном объеме. Такая ситуация возможна если будет доказано что авария имела место быть по вине потерпевшего, вследствие непреодолимой силы или случайности. В случае если виновен велосипедист компенсация нанесенного вреда взыскивается в соответствии с нормативными актами гражданского законодательства (ввиду отсутствия у него полиса страхования).
ДТП с велосипедистом попадает под определение «страховой случай» и выплаты по полису КАСКО могут быть осуществлены в необходимом объеме. Размеры страховых выплат рассчитываются исходя из характера и степени повреждений, полученных при инциденте. В случае если автомобиль потерпевшего застрахован по КАСКО, то у него есть полное право получить выплату со страховой компании, которая в порядке процесса суброгации впоследствии взыщет выплаченную сумму с водителя велосипеда.
Профилактика ДТП с велосипедистами в России
В пределах государства регулярно проводятся профилактические работы с велосипедистами. Это необходимая мера для предотвращения аварийных ситуаций. В большинстве случаев в роли водителей велосипедного транспорта выступают дети, достигшие 14 лет (ПДД РФ).
Избежать полностью ДТП с их участием не удается, о чем твердит статистика за период с 01.01.2017 по 01.07.2017.
ДТП с велосипедистами статистика за 01.01.2017-01.07.2017 | ||
Условия | Общее количество пострадавших | Из них дети |
Количество ДТП с участием велосипедистов | 2184 | 670 |
Получили травмы разной степени тяжести | 2007 | 623 |
Летальный исход | 141 | 17 |
Судебная практика
Как пример можно привести следующий случай: автомобиль двигался по дороге между населенными пунктами в крайней правой полосе со скоростью около 50 км/ч (ввиду плохого качества дорожного покрытия). Перед автомобилем на расстоянии около 100 метров передвигался велосипедист, но в нарушение правил по левой полосе. Когда транспортные средства поравнялись велосипедист резко свернул на правую полосу и «подрезал» автомобиль. Водитель авто произвел экстренное торможение, однако, ввиду малой дистанции произошел наезд на велосипедиста.
Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего ТС. Автомобиль также получил повреждения бампера и решетки радиатора. Наряд ДПС, прибывший на место инцидента, произвел осмотр, после чего ознакомился с записью видеорегистратора, установленного в салоне авто и выписал штраф водителю велосипеда, находившемуся в состоянии алкогольного опьянения. Ситуация разрешилась без серьезного ущерба как для здоровья, так и для имущества, но так происходит далеко не всегда.
Убедиться в правдивости статистических данных позволяет также судебная практика, которая насчитывает массу ярких примеров, когда стороны решают вопросы о возмещении нанесенного ущерба. Все решения базируются на представленных доказательствах и показаниях непосредственно участников ДТП.
Выезжая со двора, автомобилист с ТС низкой посадки из-за помех в виде кустов, не заметил движение велосипедиста. Последний находился непосредственно на проезжей части. ДТП, которое было вызвано столкновением, послужило причиной тяжких повреждений с госпитализацией в больницу.
По решению судебного учреждения виновник был обязан возместить пострадавшему материальный ущерб (78 000 руб. за велосипед, который был разрушен без возможности восстановления), а также затраты на медицинское обслуживание и лечение (135 000 руб.). Был также удовлетворен запрос на возмещение морального ущерба в сумме 250 тысяч рублей.
В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.
По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.
При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.
ДТП с велосипедистом во дворе
Чаще всего ситуация развивается следующим образом. Автомобиль совершает маневры в ограниченном пространстве двора, или движется по направлению к проезжей части, а велосипедист, двигаясь по дороге, не замечает авто, в результате мы получаем столкновение. В данном случае виновен водитель автотранспортного средства поскольку он не соблюдал правила ПДД.
Однако если разобраться по факту, то вина велосипедиста ничуть не меньше, так как, во-первых, он двигался с относительно невысокой скоростью и мог вовремя заметить опасность и затормозить, а во-вторых, у велосипедиста гораздо более высокая посадка и неограниченный угол обзора, нежели у автомобиля, что также дает ему преимущество и возможность для маневра или заблаговременного торможения.
Заключение или почему нужно соблюдать ПДД
Избежать аварии можно в двустороннем порядке, но только при условии соблюдения правил ПДД, а также внимательности на дороге. Такое решение проблемы выступает наиболее правильным.
Нужно помнить, что несоблюдение ПДД провоцирует не только ДТП, но и серьезные увечья, материальный ущерб и даже морально выводит из равновесия. Поэтому созданы правила, которые помогут сберечь ваше здоровье и средства.
Если не удается обойтись без нарушений или аварии, хорошо ознакомьтесь с юридической стороной вопроса. Таким образом, возможна защита собственных прав еще до разбирательств в судебном порядке.
ДТП с велосипедистом при движении по тротуару
В целом, правилами не запрещается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам, но не рекомендуется. Лучше всего, когда велосипедист передвигается по специальным велодорожкам, по крайней правой полосе или обочине проезжей части. Данные предписания продиктованы частыми случаями наездов на пешеходов и как следствие высоким травматизмом. Однако в случае с автомобилем ситуация имеет ряд нюансов.
Рассмотрим такой случай: велосипедист движется по тротуару, а автомобиль маневрирует на прилегающей территории и пересекает тротуар с целью выезда на проезжую часть. Так как вдоль тротуаров часто располагаются зеленые насаждения или какие-либо объекты технического или коммерческого значения видимость сильно ограничена. В результате этого может произойти ДТП.
Автомобилист должен пропустить велосипедиста так как, согласно правилам, он обязан уступить дорогу пешеходам при выезде с прилегающей территории. Но с другой стороны, велосипедист пересекает зону движения авто, перед которой согласно правилам, он должен спешится и уступить дорогу движущемуся автотранспортному средству. Если в такой ситуации велосипед таранит бок автомобиля, сотрудники ДПС могут быть как на стороне автомобилиста, так и на велосипедиста. Все зависит от конкретного случая. Однако автомобилист может быть признан потерпевшим, если докажет, что его обзор был действительно затруднен.
Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году
Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.
С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.
В среднем за год количество ДТП с участием велосипедистов переваливает за 150 тысяч. Из них около 300-400 заканчиваются летальным исходом. Разумеется, цифры не столь высоки, по сравнению с ДТП, с участием автотранспорта, но тем не менее это человеческие жизни. Основной пик аварийных ситуаций идет с пятницы на субботу в промежутке времени 18:00-21:00.
Пострадавших | Погибших |
---|---|
2184 человека, из них 2007 получили травмы различной степени тяжести | 141 человек из них 17 человек, это лица, не достигшие возраста 18 лет |
Если провести подсчеты и вывести средние показатели ДТП с велосипедистом в процентах, то:
- чаще всего (около 20%) происходит ДТП, когда автотранспорт сворачивает направо для пересечения перекрестка или заезда на прилегающую территорию;
- 9% случаются при резком открытии левой водительской двери припаркованного авто;
- 8% столкновения в ограниченном пространстве во дворе или при выезде на проезжую часть с прилегающей территории (велосипедист не замечает или игнорирует авто);
- 7% левый поворот (маневры на перекрестке или заезд на прилегающую территорию);
- 6% — это ДТП при маневрах на дороге с целью обогнать движущийся велотранспорт.
Часто водители игнорируют велосипедистов, несмотря на то, что они так же, как и остальные являются полноправными участниками дорожного движения. Также стоит обратить внимание, что несмотря на относительно невысокую скорость движения (в среднем до 30 км/ч), тормозной путь велосипеда гораздо больше за счет высокого центра тяжести, инерции, и двух точек соприкосновения с дорогой (по сравнению с автомобилем, у которого их от 4 и выше в зависимости от количества осей).
Велосипедист врезался в автомобиль
Последствия будут зависеть от места столкновения:
- проезжая часть;
- дворовая территория;
- велосипедная зона.
Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге. Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе. Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.
На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.
Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.
Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.
Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.
Нюансы
Специфика ДТП с участием велосипедистов состоит в том, что зачастую они пренебрегают правилами дорожного движения, несмотря на то, что обладают такими же правами и обязанностями, как и прочие участники дорожного движения. Помимо этого, потребовать возмещение материального вреда с водителя велосипеда можно только через суд.
Также если велосипедист скроется с места ДТП, найти его будет крайне проблематично ввиду отсутствия на транспортном средстве каких-либо опознавательных номеров, а цвет не является уникальной приметой, к тому же перекрасить велосипед достаточно просто и дешево (цена баллончика краски 200-250 рублей). Все это в совокупности создает определенные трудности при инциденте, особенно если вина на водителе велосипеда.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Можно ли сдвигать велосипед с места ДТП? | Нежелательно. Если авария создает помехи для других участников движения, то можно, предварительно зафиксировав место инцидента при помощи средств фото- и видеофиксации. |
Можно ли оформить аварию с участием велосипедиста по европротоколу? | Нет. Европротокол предусматривает наличие у всех участников ДТП полис ОСАГО, что невозможно в случае если одним из участников является велосипедист. |
Как получить компенсационные выплаты при ДТП с велосипедистом если оформлен только полис ОСАГО? | Через суд. Вы подаете исковое заявление, суд его рассматривает и если вина будет доказана, то суд постановит виновника аварии возместить ущерб. |
Можно ли получить страховые выплаты по КАСКО если произошла авария с участием велосипедиста? | Да. Данный инцидент попадает под категорию страховой случай и компенсационные выплаты от страховой компании по КАСКО рассчитываются также, как и при обычном ДТП с участием двух или более авто. |