Драки в ресторане и прейскурант на бой посуды: взыскиваем ущерб правильно
Оглавление
Нужно ли платить за
разбитую посуду?
Что за застолье без битья посуды? Конечно, в любой ситуации следует соблюдать элементарные нормы приличия, но если вы случайно разбили тарелку или бокал, всегда ли верно тут же спешить заплатить за весь бой?
За разбитую посуду в заведении всегда платит тот, кто ее разбил. Если погром случился по вине официанта, то именно он должен выплатить стоимость разбитой посуды. Если же тарелка разбилась по вашей вине, стоит быть внимательным, чтобы за одну тарелку с вас не содрали, как за целый сервиз.
Если официант требует с вас завышенную цену за бой, у вас есть право, заплатив, в последствии компенсировать выплаченный излишек, подав заявление в суд о возмещении ущерба.Советуем требовать у официанта акт списания посуды. Адвокат Андрей Верба рекомендует взять его сразу после оплаты боя — это поможет отстоять свои права в суде. «Как правило, такие заявления рассматриваются достаточно быстро и в 90% случаев решаются в пользу заявителя» — говорит юрист.
Бывают ситуации, когда владельцы заведений общественного питания закладывают минимальную сумму разбитой посуды в чек каждого посетителя. Справедливо ли это? Не совсем, однако законно. Владелец заведения имеет право брать деньги за музыку, вход и возможность бить посуду, вот только эти новости должны быть на виду у посетителя, желательно красным цветом, большими буквами или прямо в меню.
Если вдруг заметили такое «объявление» в любимом заведении — не стесняйте своих эмоций раз уж «все включено»!
В этом случае действуют те же правила, что и в магазинах, когда покупатель
испортил товар. Если человек сделал это умышленно или по неосторожности,
придется платить. Если «бой посуды» произошел случайно (например, бокал на пол
уронил сильный сквозняк), то возмещать потери заведения посетитель не обязан. Статьи
211, 459, 1064 Гражданского кодекса РФ и этот материал «Проспекта Мира» — в
помощь.
Главное — знать, что по статье 16 закона «О защите прав потребителей» посетитель обязан возместить только реальную стоимость разбитой
посуды. Требовать у человека 1000 рублей за стакан, который стоит максимум сотню,
незаконно. В таких случаях стоит попросить у администрации документы на посуду,
подтверждающие ее стоимость.
Могу ли я есть и пить
еду и напитки, принесенные с собой?
Зависит от самого места, но в большинстве случаев — нет. В Правилах оказания услуг общественного питания есть пункт, который позволяет заведениям
устанавливать собственные правила поведения, не противоречащие законам РФ — например, находиться в помещении в уличной одежде или есть свою еду.
Главное, чтобы этот пункт был закреплен во внутренних
правилах кафе или ресторана (и лучше, если на входе посетителя об этом
проинформирует табличка). Некоторые заведения, впрочем, делают исключения и
разрешают, к примеру, имениннику принести свой торт на день рождения.
Кроме того, в тех же Правилах говорится, что заведения
должны соблюдать санитарные нормы. Администрация, не разрешая вам есть
принесенные с собой продукты, может ссылаться на этот момент. Поскольку
гарантий, что ваш купленный за углом пирожок окажется свежим, а бутылка
алкоголя — неконтрафактной, в общем-то, у них нет.
Одна из самых распространенных проблем в столовых и ресторанах – несовпадение картинки в меню с тем, что вы по итогу видите своими глазами. Зачастую в меню отсутствует указание одного или нескольких составных ингредиентов блюда, реже разница между меню и действительностью бывает пугающе разной, но даже такие, казалось бы, безобидные оплошности могут привести к значительным последствиям. В том случае, например, если у потребителя аллергия на неуказанный компонент.
Рекомендуем обращать внимание на наличие подписи директора и бухгалтера заведения в меню, прежде чем делать заказ. Без наличия таковых, «договор» между вами и заведением не считается действительным. Если с подписями все хорошо, можем смело звать администратора и сообщать ему об инциденте. Стоит апеллировать к 4 статье Закона Украины «Про защиту прав потребителей» .
В нем сказано, что потребитель имеет право получать полную и достоверную информацию о продукте или услуге до акта покупки. Если в этом праве отказано, то налицо нарушение за которое заведение могут призвать к ответственности. Не стесняйтесь напомнить об этом администратору. Клиенты, которые не стесняются, чаще ужинают бесплатно.
Напомним, что предприниматель обязан предоставлять вам свежую, актуальную и полную информацию о своем товаре (услуге). Если не он лично, то нанятый ним персонал. Не жалейте времени на соблюдение своих законных прав.
К счастью, такое случается все реже. Однако если вам все же принесли не то, что вы заказали, у вас есть полное право попросить официанта или администратора исправить ошибку. Не лишним будет и разговор о скидке на весь чек или другой моральной компенсации.
Важно помнить, что попросить о замене блюда можно (и даже нужно!) не только, когда официант перепутал заказ, но и если внешний вид блюда, его запах или вкус вас не устраивают. Вы смело можете отказаться есть блюдо, которое вам не нравится. Это ваше законное право.
Вам принесли блюдо, которое вы не заказывали
Случаются настоящие ужасы: люди находят в еде волосы, муху, тараканов. Такие сюрпризы могут просто испортить вечер, не говоря уже об опасности для здоровья клиента.
В 90% таких случаев достаточно позвать администратора и рассказать о случившемся. Нормальное заведение, которое ценит своих клиентов, постарается без лишнего шума заменить еду за свой счет. В остальных же 10% случаев, сотрудники правоохранительных органов советуют снимать происходящее на камеру, оставить при себе эту видеозапись и чек. После обращения в полицию, владельцев ждет проверка санитарной службой и, скорее всего, штраф за халатность/несоблюдение санитарных норм.
Я сдал вещи в гардероб — отвечает ли
заведение за их сохранность?
Да. И все объявления-дисклеймеры в духе «за оставленные в
гардеробе ценные вещи администрация ответственности не несет» противоречат
российскому законодательству. Хранение вещей в этом случае происходит по
обычному безвозмездному договору хранения (статьи 891, 901 и 924 ГК РФ).
Жетон, номерок или ключ служат доказательством заключения
такого договора (статья 887 ГК РФ).
Причем гардеробщик обязан вернуть владельцу вещи, сданные на
хранение, в том состоянии, в котором он их принял (статья 900 ГК РФ). Если
только одежда не провисела там настолько долго, что ее состояние ухудшилось по естественным причинам.
К слову, не пускать человека в ресторан с вещами
администрация или охрана не вправе. Оплата блюда в этом случае будет публичным
договором купли-продажи, поэтому препятствовать проходу потенциального клиента в
зал нельзя.
Номерок я потерял — надо
ли оплачивать его стоимость?
Тоже да. По статье 897 ГК РФ при безвозмездном хранении вещей
владелец обязан возместить заведению связанные с этим расходы. Не отдавать пальто
посетителя из гардероба администрация не имеет права, но и тот должен оплатить
потерянный номерок или жетон.
Обнаруженная в тарелке муха, волос, кусок стекла или другой
посторонний предмет могут изрядно испортить аппетит. Клиент должен оповестить о такой находке официанта. Затем посетитель может либо
отказаться оплачивать такое блюдо, либо потребовать вернуть уже заплаченные за
заказ деньги (статья 18 закона «О защите прав потребителей»). Если есть всё еще
хочется, блюдо можно потребовать заменить.
Кроме того, если попавшийся в супе инородный предмет
причинил вред здоровью, можно попытаться взыскать деньги за лечение (статьи
1100 и 1101 ГК РФ). Хотя сумма материального и морального ущерба окажется,
скорее всего, небольшой — в пределах 1500, максимум 3000-4000 рублей. Определит
размер компенсации суд.
Сколько чаевых оставить
Есть мнение, что на чаевые принято оставлять самую мелкую денежную
купюру в стране. В России это 10 рублей. Однако при заказе на сумму свыше 100
рублей стандартный размер чаевых увеличивается — обычно это 10 % от суммы
заказа.
Неуместна оплата сверх счета, когда клиент недоволен
обслуживанием, а также когда не может позволить себе сумму больше 10 %. При
чеке в несколько тысяч оставить на чай рублей 10 будет, пожалуй,
даже оскорблением.
Тут начинаются раздумья: официант обслужил хорошо или не старался? Оставлять 15% или сколько считаешь нужным? Входят ли чаевые в стоимость трапезы? В этом вопросе мы часто руководствуемся случайными соображениями, забывая о сути этого жеста.
Чаевые – выражение благодарности официанту за хорошее обслуживание. Официант в любом случае должен делать свою работу на должном уровне, потому что это его работа. Мы благодарим официанта не просто за хорошую работу (за это ему платит деньги работодатель), а за индивидуальный подход и другие тонкости качественного обслуживания.
Бывают ситуации, когда чаевые включены в ваш чек. По закону клиент должен быть об этом проинформирован. И если это правило вас не устраивает: вы можете выбрать другое заведение. Помните: желание дать чаевые и их размер зависит исключительно от вас.
Надеемся, что наши советы помогут вам красиво и с выгодой для себя выйти из любой щепетильной ситуации в сфере общепита.Приятного аппетита! Знайте свои права.
Виктория Иванова