Помощь юриста
Назад

Ошибка в договоре: что делать? || Исправления в договоре от руки

Опубликовано: 29.01.2020
0
3

Не заменяйте лист трудового договора с ошибкой, работник может доказать подмену документа

Чаще всего трудовой договор печатают на нескольких листах и скрепляют степлером. При этом нигде не сказано, что нужно каждую страницу заверять подписями сторон. В итоге подписи ставят только в конце документа. Из-за этого у кадровика, который обнаружил свою ошибку, возникает соблазн заменить листы в трудовом договоре. Даже если сотрудник на это согласен, компанию подстерегают риски.

Работник может сделать нотариальную копию старой версии документа. Нет гарантий, что работник до того, как вы договорились заменить листы, не заверил его у нотариуса. По закону нотариус не вправе отказать в копии документа лишь потому, что он скреплен металлическими скобами (ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ранее нотариусы не могли заверять документ, если он не сшит, но сейчас эта норма не действует (п. 1.4 Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утвержденных Решением Правления ФНП от 26–27 марта 2003 г.). В итоге суд примет нотариальную копию трудового договора, а не экземпляр работодателя, ведь последний легче подделать.

Если экземпляры договоров будут отличаться, суд проведет экспертизу. Если кадровик заменит лист с ошибкой только в экземпляре трудового договора компании, то он не будет соответствовать экземпляру работника. У последнего появится рычаг давления и повод шантажировать компанию судом. В случае судебного спора сотрудник вправе ходатайствовать о технической экспертизе трудового договора, чтобы подтвердить подлинность своего экземпляра. Если суд установит подлог листов в трудовом договоре, работодатель проиграет трудовой спор с работником.

Если в трудовом договоре ошибка, которая закралась всего в одно слово, не спешите исправлять ее ручкой. Поскольку почти все документы печатают, то чернилами можно что-то дополнять в исключительных случаях. Когда планируете исправления, опирайтесь на два правила.

Ошибка в договоре: что делать? || Исправления в договоре от руки

Условия договора исправляйте через дополнительное соглашение. Если компания написала лишний ноль в окладе работника, просто зачеркнуть цифру нельзя. Оплата труда работника – это обязательное условие трудового договора (ч. вторая ст. 57 ТК РФ). Изменить его можно только с помощью дополнительного соглашения или приложения к документу(ч. третья ст. 57, ст. 72 ТК РФ). Если правки сделать чернилами, суд и проверяющие органы не примут изменение как надлежащее.

Предлагаем ознакомиться:  Права ребенка в школе. Права учеников и их родителей

Сведения в договоре исправляйте от руки в исключительных случаях. Вписывать от руки в трудовой договор можно только недостающие сведения (ч. первая, третья ст. 57 ТК РФ). Если работодатель забыл включить в текст, например, свой ИНН или паспортные данные сотрудника, то можно его дописать ручкой. Но указать дополнительные сведения нужно в обоих экземплярах трудового договора.

На чужих ошибках

В трудовом договоре сотрудника компания прописала оклад 12 000 рублей в день. Но, отработав два месяца, он получил зарплату меньше, чем по условию договора, и обратился в суд. Работодатель настаивал, что оклад сотрудника – 12 000 рублей в месяц и что сумму в трудовом договоре следует толковать как размер оплаты труда за календарный месяц. При этом работодатель не подтвердил зарплату сотрудника иными документами. Приказ о приеме компания не издавала, а в штатном расписании нет должности истца. Поэтому суд ориентировался только на текст трудового договора, который предоставил работник. Кроме того, работодатель не пытался до суда исправить ошибку в трудовом договоре. До иска работника компания не указывала на допущенную ошибку в размере оплаты труда и не предлагала ее исправить. Суд встал на сторону сотрудника и взыскал с работодателя задолженность по оплате 1 049 000 рублей (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19 мая 2016 г. по делу № 33-8437/2016).

Если вы нашли ошибку в трудовом договоре, ее следует устранить. И технические неточности, и неправильно указанные обязательные условия трудового договора исправляйте письменно.

Уведомите работника об ошибке. Сообщите сотруднику, что в его трудовом договоре нашли опечатку или ошибку. Закон не требует в этом случае готовить какой-либо документ-основание для изменений, но лучше проинформировать работника письменно, например уведомлением. В нем аргументируйте, почему ошибка является технической (образец ниже).

Сложно представить, что работник откажется исправлять ошибку, если ему указали зарплату меньше обещанного. Но когда зарплата завышена, сотрудник может не пойти навстречу. Поэтому заручитесь другими документами на случай конфликта с работником, чтобы доказать фактический размер оклада.

Получите от работника письменный отказ заключить дополнительное соглашение. В уведомлении о технической ошибке в трудовом договоре попросите работника написать, что он отказывается заключать дополнительное соглашение. Если сотрудник не захочет делать такую отметку, составьте при свидетелях акт об отказе ознакомиться с уведомлением и подписывать письменное соглашение к трудовому договору.

Предлагаем ознакомиться:  Как отозвать персональные данные у банка тинькофф

Ошибка в договоре: что делать? || Исправления в договоре от руки

Опишите отказ работника в служебной записке и получите от руководителя письменное распоряжение. Составьте служебную записку на имя генерального директора, что работник отказался исправить дополнительным соглашением ошибку в трудовом договоре. В записке поясните, почему вы считаете это ошибкой, какие есть доказательства, приложите копию уведомления работнику и акт об отказе с ним ознакомиться.

Важные выводы

1. Если выявили ошибку в трудовом договоре, не пытайтесь без ведома сотрудника поменять лист или исправить неточность ручкой. Суд и ГИТ не признают такие исправления надлежащими.

2. Заключайте с работником письменное соглашение к трудовому договору, если обнаружили описки в документе. Предварительно направьте сотруднику уведомление о том, что нашли ошибку.

3. Если работник отказывается исправить ошибку письменным соглашением, подготовьте другие документы: акт об отказе исправить ошибку, служебную записку на имя руководителя, приказ о признании в договоре опечатки. Так вы соберете доказательства на случай спора с сотрудником.

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Как исправлять техническую ошибку, которую допустили в трудовом договоре:

написать на полях, что это ошибка, поставить подпись и печать;

замазать белым штрихом-корректором и поверх написать чернилами;

уведомить работника и подписать с ним дополнительное соглашение.

Какие условия прописать в дополнительном соглашении

Нельзя требовать от сотрудника выполнять работу, которая не предусмотрена трудовым договором. Поэтому, чтобы возложить полномочия подписывать кадровые документы, заключите дополнительное соглашение к его трудовому договору. Применяйте порядок, предусмотренный для поручения дополнительной работы (ст. 60.2, 72, 151 ТК РФ).

В соглашении укажите, что стороны пришли к обоюдному согласию изменить трудовой договор (1). Отразите, какие полномочия будет выполнять сотрудник и в течение какого времени (2).

Договоритесь с сотрудником, в каком размере оплатите ему дополнительную работу (3). Трудовой кодекс не определяет минимального или максимального размера доплаты. Можно установить фиксированную сумму или указать процент от оклада генерального директора.

После того как стороны подпишут дополнительное соглашение, работодатель издает приказ о делегировании части полномочий. Но этого недостаточно. Универсальным документом, подтверждающим право подписывать кадровые документы, является доверенность (ст. 274 ТК РФ, ст. 185 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 и др.).

Предлагаем ознакомиться:  Срочный трудовой договор с работником на 05 ставки

Установите срок, в течение которого будут действовать полномочия работника(7). Если его не указали, то доверенность сохраняет силу в течение одного года со дня, когда ее выдали (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

Далее представитель расписывается (8), а руководитель организации удостоверяет его подпись (9) (ст. 185.1 ГК РФ). Печать на доверенности, которой передают право подписывать кадровые документы, не обязательна.

Увольнение сотрудника не означает, что доверенность, которую ему выдал работодатель, автоматически прекращает действовать. Ее необходимо отменить приказом руководителя. Вручите работнику письменное извещение об отмене доверенности. Проинформируйте об этом заинтересованных третьих лиц, например, представителей госорганов, с которыми взаимодействовал сотрудник (п. 2 ст. 188, п. 1, 3 ст. 189 ГК РФ).

Ошибка в договоре: что делать? || Исправления в договоре от руки

Закрепите в локальном акте обязанность работников возвращать прекращенные доверенности в структурное подразделение, ответственное за их подготовку, учет и выдачу. Обычно это юридический отдел, который ведет специальный журнал учета доверенностей. В нем работники расписываются в получении и возврате.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если сотрудник не вернул отмененную доверенность, составьте об этом акт в произвольной форме. Предложите работнику его подписать. Если не захочет, сделайте об этом запись в акте и заверьте ее подписями двух-трех свидетелей.

Нормативная база

Документ Поможет вам
Статьи 60.2, 72, 151 ТК РФ Заключить дополнительное соглашение о наделении сотрудника полномочиями подписывать кадровые документы
Пункт 1 ст. 185, п. 4 ст. 185.1, абз. 2 п. 1 ст. 186 ГК РФ Включить в доверенность обязательные реквизиты
Пункт 2 ст. 188, п. 1, 3 ст. 189 ГК РФ Отменить доверенность сотрудника

Важные выводы

1. Если поручаете сотруднику подписывать кадровые документы, заключите дополнительное соглашение к его трудовому договору, определите объем и размер оплаты такой работы.

2. На основе дополнительного соглашения издайте приказ по организации и выдайте сотруднику доверенность на право подписи кадровых документов. Чтобы доверенность имела силу, не забудьте указать дату выдачи.

3. Если сотрудник увольняется, отмените выданную ему доверенность приказом. Иначе он сохранит право действовать от имени бывшего работодателя.

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Если в доверенности не указан срок ее действия, она:

ничтожна;

действует в течение года со дня выдачи;

действует в течение трех лет со дня выдачи.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector