Помощь юриста
Назад

Земельный налог в 2019 году: ставки, расчёт, срок уплаты, льготы для пенсионеров. Кадастровая карта и стоимость участка

Опубликовано: 20.01.2020
0
4
ОглавлениеПоказать

Кто обязан платить государству за свой земельный участок

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Исходя из смысла законодательства нашего государства, платить в казну за наличие у себя земли приходится:

  • всем, у кого есть участок в собственности;
  • кто имеет право пользования землёй без срока действия земельного владения;
  • кто использует участок на праве землевладения передаваемого по наследству.

При этом при наличии арендных прав на участок и безвозмездного использования земельного надела платить земельный сбор в бюджет не нужно.

Особенности уплаты

Так как регулирование земельных налоговых отношений – предмет совместного ведения Федерации и властей на местах, то и льготы по уплате сбора за участки граждан, устанавливаются ими вместе. Обычно используется следующий порядок предоставления возможности не платить налог, или уплачивать его в меньшем размере, чем другие категории населения:

  • льготы, которые прямо устанавливает Налоговый кодекс;
  • льготы, которые закрепляют муниципальные власти в том случае, если финансирование местного бюджета из других источников даёт возможность освобождать от его уплаты большее количество людей, чем установлено на уровне всей страны.

Помимо этого, льготный режим земельного налогообложения можно разделить на две части:

  1. Возможность полностью не уплачивать обязательные платежи государству. В таком случае человек вообще освобождается от уплаты налога.
  2. Возможность сократить денежную сумму (стоимость участка), с которой буде взиматься сбор в казну муниципалитета. Этот способ называется налоговым вычетом.

И та, и другая категория налогоплательщиков устанавливается федеральными нормами права, и может расширяться местными правовыми актами.

Органы системы исполнения наказания, за те участки земли, на которых расположены места содержания заключённых.

Коммерческие предприятия, если:

  • их земля занята дорогой общего использования;
  • они являются резидентами особой экономической зоны, и участок находится в их собственности или владении менее пяти лет. В том случае если речь идёт о компаниях, которые работают в данной зоне по договору осуществления в ней деятельности, то срок действия льготы уменьшается до трёх лет. Если же речь идёт о судостроительных компаниях, использующих землю для ремонта и производства судов, эта льгота действует десять лет;
  • они признаны компаниями, управляющими землёй в научном центре «Сколково».

Некоммерческие организации, если они являются:

  • религиозными учреждениями, и их земля занята церквями, соборами и другими зданиями такой направленности;
  • общественными организациями инвалидов и их союзами, если доля участия инвалидов в них не менее 80%, и земля используется ими для осуществления целей создания таких организаций.

Организации, которые занимаются художественным промыслам народов России, если земля находится в местах их ведения, и используется для производства результатов таких промыслов.

Граждане, отнесённые к малочисленным коренным народам России, если земля используется ими для сохранения традиций уклада своей жизни. 

Нормативными актами муниципалитета этот перечень может расширяться. Муниципальные органы могут включить в него категории граждан, отнесённые к региональным и местным льготникам.

Помимо перечня тех, кто совсем освобождён от уплаты налога на землю, есть граждане, для которых производится уменьшении налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости участка) на десять тысяч рублей. К ним отнесены:

  • Герои России и СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй группы, а также инвалиды детства;
  • ветераны и инвалиды войны 1941-1945 года;
  • граждане, которым положена социальная поддержка, так как они пострадали от радиации в Чернобыле, на ПО «Маяк» и полигоне в Семипалатинске;
  • лица, которые принимали участие в ходе испытаний радиационного оружия и участвовали при его уничтожении.

Этот список также может быть увеличен органами власти на местах. В некоторых субъектах в него включены пенсионеры, многодетные семьи, малоимущие граждане, то есть категории населения, имеющие право на дополнительную социальную поддержку государства.

Земельный налог выплачивается на основании проведения имущественной сделки, в результате чего отчуждаемое право от предшествующего владельца передаётся новому. В некоторых случаях такой причиной становится выкуп или выдел земли правообладателю со стороны администрации.

Освобождение от уплаты земельного налога

Основания права владения становятся основанием для вменения ответственности по налогам, которое производится автоматически по специализированной универсальной схеме, одинаковой для всех вновь возникших объектов налогообложения.

Они устанавливаются на основании принятого ФЗ РФ от 2 января 2000 г. № 28 – ФЗ, который в новой редакции Закона о ГКН постулировал передачу сведений из учётных данных в органы ИФНС для налогообложения. Здесь налоговая ответственность правообладателей ЗУ устанавливается в соответствии со ст. 388 НК.

Они констатируют выплату налога для ЗУ следующим группам земледельцев:

  • владеющим постоянно (бессрочно);
  • собственникам;
  • на правах пожизненно наследуемого владения.

Расчёт земельного налога для физических лиц производится специалистами ИФНС. Платёжным документом будет являться уведомление об оплате, которое представляется гражданам для осуществления выплат. Здесь обозначена сумма, представляемая к оплате. В некоторых городах рассылаются дополнительные уведомления, где представлены предварительные сведения по начислению платежа.

Предлагаем ознакомиться:  Приватизация каких земельных участков запрещена

К уведомлению приложен бланк заявления для налогоплательщика, которым он может воспользоваться и заявить о найденных несоответствиях, в начисленной налоговой сумме. Полученное уведомление является также квитанцией об оплате, на основании которой осуществляются платежи.

В некоторых случаях квитанции может не поступить. Её отсутствие до начала налогового периода, то есть до 1 марта следующего за приобретением ЗУ годом, должно, как минимум, насторожить. Не стоит радоваться отсутствию квитанции, а нужно срочно разобраться в причине. Это может случиться в результате технической ошибки, которую допустили:

  • работники почты;
  • сотрудники ГКН;
  • специалисты ФНС.

Несмотря на то, что для большинства ЗУ предусмотрен налог с налоговой ставкой до 0,3%, в его начислении учитывается множество нюансов. Например, если сравнить дачные участки и земли в СНТ, мы обнаружим различие в начислении земельного налога.

К дачным кооперативам старого типа предъявляются неоднозначные требования, так как многие из дачников по сей день не приватизировали свои ЗУ.

Госдума ставит эти вопросы на повестку, предполагая, что есть мотивирующая возможность назначить льготный налог собственникам, либо вообще освободить их от уплаты налога, в счёт добавления налоговой ставки в адрес лиц, не оформивших право собственности. Поэтому ситуации в некоторых кооперативах далеко не однозначны.

Серьёзной проблемой становится выплата налога за общие земли, к которым относятся также бесхозные и заброшенные земли. Этот налог обычно делится на всех дачников поровну.

СНТ – новые формы дачных сообществ, которые закрепляют за собой статус юридического лица. Это позволяет дачникам пользоваться преимуществами своего положения, в котором учредителем решается вопрос с налогами (если земля в собственности), а каждый из участников выплачивает арендную плату.

Только при желании он может получить выдел и самостоятельно осуществлять выплату налога на ЗУ.

Если участок земли находится в аренде, он в принципе не предусматривает выплаты налога.

Иногда возникает вопрос о том, каково различие в начислении налога для земель ИЖС и земель сельскохозяйственного назначения. Обычно он возникает при выборе наиболее выгодного варианта целевого назначения участка собственником. При этом нужно учитывать, что ЗУ в пределах населённого пункта могут относиться к ИЖС.

Если есть возможность выбора, то учитывайте, что на земли ИЖС, у которых кадастровая стоимость может оказаться значительно выше, налоговая сумма будет установлена также наиболее высокая.

На земли сельскохозяйственного назначения, в зависимости от их использования, могут устанавливаться льготы налогообложения. Но при этом их нужно использовать по прямому назначению. В обратном случае, вместо льгот можно получить административные штрафы, которые предусматриваются в соответствии со ст. 88 КоАП РФ.

А вот о том, как рассчитать земельный налог в многоквартирном доме, читайте здесь, но если вас интересуют больше аспекты платежа физ. лиц, тогда переходите сюда.

В 2019 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2019 года.

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме этого налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Примеры расчёта

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (её можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Пример 1. Расчёт земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчёт земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчёт земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчёт земельного налога с учётом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Предлагаем ознакомиться:  Нужна ли доверенность на машину и как правильно оформить документ

Льготы по земельному налогу

Земельный налог в 2019 году: ставки, расчёт, срок уплаты, льготы для пенсионеров. Кадастровая карта и стоимость участка

В каждом конкретном регионе РФ для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Налоговое уведомление

Обязательность выплаты земельного налога со стороны каждого владельца ЗУ или землепользователя продиктована необходимостью извлекать полезные свойства из земельного ресурса:

  • правообладателям;
  • хозяйствующему субъекту.

Он определяется в соответствии с установленным законодательством:

  1. Налогоплательщики определяются на основании ст. 388 НК РФ.
  2. ЗУ, подлежащие обложению налогом – в ст. 389 НК РФ.
  3. Ст. 394 определяет налоговые ставки.
  4. А ст. 396-397 НК РФ определяют порядок его начисления и выплаты.
  5. Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.91 г за № 1738-1, определяет общие тенденции обозначенных выплат.
  6. Федеральный закон ФЗ-144 от 29.11.04 г. стал основанием формирования положений НК.
  7. Письмо МНС РФ от 30.09.04 г. «Об уплате налогов».

Законодательные положения определяют возможность перечисления выплат в муниципальный бюджет. Эти налоговые выплаты составляет основу благополучия региона и один из главных источников финансирования.

Причины, по которой вы не получили уведомления о выплате налога могут заключаться в том что:

  1. Работники почтового отделения или почтальон утеряли квитанцию с уведомлением.
  2. Сотрудники ГКН допустили техническую ошибку, в результате которой ваша сделка могла быть исключена из внесения в учётные записи или сведения утерялись по дороге в ИФНС.
  3. Налоговики забыли выписать квитанцию или не получили сведений из Росреестра.

Если с почтой ситуация может сложиться индифферентно, то ситуация с ГКН может повлечь более серьёзные проблемы, чем возврат налога. Через некоторое время отсутствие учётных записей может быть осуществлено только через суд.

Даже если инициаторами ошибки были налоговики – ответственность за халатность (недосмотр) ляжет на вас. В любом случае налоговая сумма будет взыскана, а вы можете приобрести несанкционированные вами проблемы.

В случае не обращения при отсутствии квитанции на оплату, взимается пени, в размере 20% от общей суммы задолженности, а если будет доказана ваша умышленная пассивность – штраф достигнет 40%.

Независимо от того, кто допустил ошибку при начислении налога или предоставлении уведомления на его оплату, обращаться необходимо в местное отделение налоговой инспекции, по месту нахождения земельного участка.

Специалисты ИФНС восстановят картину и определят причину ошибки или халатности.

Намного сложнее ситуация складывается в отношении налогоплательщиков юридических лиц, если у них возникают задержки или прекращения выплат.

Если инспекторы докажут, что предприниматель (иное юр. лицо) не уплатил налог сознательно, пытаясь скрыть его наличие, он рискует подпасть под уголовную ответственность. Наказание в соответствии с УК РФ может оказаться немалым.

Уплата земельного налога — вопрос более чем серьёзный. В прошествии периода 3 года, теоретически налогоплательщик освобождается от долга в силу срока давности. Но на практике всё иначе.

Обычно сроки исковой давности налоговиками отменяются (возобновляются) по их заявлению в суд на основании того, что должник активно препятствовал попыткам проведения камеральной проверки со стороны ИФНС.

В течение налогового периода налоговики могут провести инспекторскую камеральную проверку для выявления правильности исчислений:

  • налоговой базы;
  • арифметических подсчётов;
  • налоговых вычетов.

При этом они обычно руководствуются положениями ст. 397 НК РФ.

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2019 году за 2018 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении, необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2019 года.

Поэтому, в случае неполучения уведомления, ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на приём можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него транспортного средства, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако, данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте.

За непредставление такого сообщения в установленный срок, гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога, по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Нормативное регулирование земельного налога

Ни сумма вычитываемого с граждан или организаций налога, ни установление налоговых периодов не может осуществляться стихийно или произвольно, в соответствии с единоличным решением уполномоченного лица или главы муниципалитета.

Расчёт налогов, равно как и их начисление, регламентированы установленными в налоговом праве нормативами. Основными в этом отношении, нормативными критериями являются:

  • ст. 396 НК РФ;
  • ст. 397 НК РФ;
  • ст. 394 НК РФ.
Предлагаем ознакомиться:  Доверенность на оформление земельного участка

Регламент по начислению льготного налогообложения установлен в ст. 389 НК РФ. В некоторых муниципальных образованиях эти положения дополнениями, установленными местной администрацией. Статья 398 НК РФ устанавливает ограничения для определения налогового периода, который может определяться местными властями с ориентацией на изложенное в содержании положение.

Нормальное функционирование вопроса земельного налогообложения опирается на локальные акты и другие нормативы местной законодательной базы. Она формируется с учётом специфики региона и нюансов землепользования, что позволяет в удобной для граждан и организаций форме, пополнять бюджет хозяйствующего на территории субъекта.

К таким нормативам предъявляется требование, выраженное в отсутствии противоречия государственному законодательству.

В остальных предпочтениях муниципалитет может действовать по своему усмотрению.

Пакет документов, участвующий в начислении налога на ЗУ

Процедура налогообложения осуществляется в адрес правообладателя ЗУ. Он, в свою очередь, определяется посредством представления документов в местное отделение ФС кадастра и картографии, где происходит внесение в учётные записи произведённой имущественной сделки.

В число документов входят:

  1. Правоустанавливающие документы, которые определяют основания возникновения права на ЗУ (акты выдела, договора и т.п.).
  2. Удостоверяющие форму права свидетельства.
  3. Кадастровый паспорт ЗУ.

На основании изложенных в них сведений оформляется и высчитывается налог. Однако через определённое время, которое характеризуется проведением планового переучёта, могут произойти неправомерные изменения в начисленной к выплате сумме. В таком случае необходимо опереться на дополнительную документальную базу:

  1. Акты оценки независимых оценщиков.
  2. Выписка из учётных записей ГКН.

Эти же документы могут понадобиться, наряду с другими актами и справками, если налоговая ставка изменяется по ходатайству правообладателя ЗУ в случае:

  • порчи земель;
  • изменения назначения;
  • изменения разрешённого использования.

Так как эти изменения нормативного регулирования земельного налога влекут изменение представляемой к выплате суммы, они изымаются из учётных записей в виде выписки или устанавливаются актом и сдаются в Росреестр вместе с заявлением собственника или землепользователя.

На основании и при наличии перечисленных документов налог на земельный участок можно:

  • начислить;
  • изменить в сторону уменьшения;
  • пересчитать.

Базовым документом, который предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган, является налоговая декларация. Она была вменена Инструкциями МНС РФ за № 65, основываясь на тенденциях закона «об оплате за землю».

Взаимодействие между земельным и имущественным налогами

Минфин РФ представило следующие пояснения. Земельный налог является самостоятельной формой налогообложения, которая полностью автономна и существует независимо от наличия (отсутствия) построек на ЗУ.

Это подтверждено ст. 38 НК РФ, оглашающей, что каждый объект является самодостаточным основанием для того, чтобы предстать в качестве объекта налогообложения – как реального, так и потенциального.

Независимо от того, что понятие недвижимости сродняет объекты данного типа с землёй, без которой они практически не существуют и в соответствии с чем, просматривается определённая форма со-зависимости, для ИФНС этот факт незначим.

Поэтому, в отличие от обозначенных ранее законодательных оснований начисления налога на ЗУ, налог на имущество земельного участка устанавливается в соответствии со ст. 14 и 15, но не противоречит ст. 396 и 397 НК РФ. В отношении ЗУ, имущественный налог не устанавливается и не дублирует положения законодательства, определяющие необходимость установления земельного налога.

Исключение в этом плане составляют объекты, попадающие в перечень ст. 374 НК РФ, которые не подлежат налогообложению. Это:

  • объекты природопользования;
  • водные ресурсы.

Обязанность выплаты налога на ЗУ для образовательных учреждений (ОУ)

Естественно, муниципальные образовательные учреждения не обременены вопросом о выплате земельного налога, находясь в ведении хозяйствующего субъекта. Но владеющие имуществом на других правовых основаниях, учреждения образовательного типа, по правовому прецеденту, ничем не отличаются от прочих учредительных организаций.

Ранее (до вступления в силу второй части НК) ОУ освобождались от выплаты налога на землю. Так как новая правовая система не предусматривает такой формы собственности как ОУ, этот феномен был упразднён. Все обозначенные объекты подпали под общее действие закона об учреждениях, который унифицировано, действует с 1992 года.

Соответственно, учредители вузов, гимназий и прочих правовых форм учреждений, опираются на действующие законодательные нормы, предписанные для некоммерческих организаций на основании, ст. 48 ГК РФ.

Положения Гражданского кодекса не устанавливают освобождения от имущественного налога и налога на ЗУ, которым пользуется учреждение для собственных нужд, в силу того, что они наряду с другими аналогичными формами имеют право, а также – активно пользуются им, и ведут коммерческую деятельность.

В соответствии с тем, к какому виду бюджетирования относится ОУ, а также, в зависимости от объёма платных или коммерческих видов деятельности, которое оно реализует в собственных стенах, зависит объём налоговой ставки, которая может регулироваться по усмотрению хозяйствующего субъекта и достигать предельных минимальных значений. Облагаются ли налогом на имущество земельные участки?

Ст. 381 НК предусматривает льготы на имущественный налог, от которого ОУ может

освобождаться

. Гл. 31 НК не содержит льгот на выплату земельного налога, но они могут устанавливаться местными властями по усмотрению.

А если вы хотите узнать льготы по земельному налогу для пенсионеров, тогда переходите сюда.

Единый сельскохозяйственный (ЕСХН) налог и земельный

Предприниматели, выпускающие сельхозпродукцию, выплачивают ЕСХН, что позволяет им освободиться от выплаты налогов:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • имущественного налога.

Этим перечнем ЕСХН ограничивается, не включая в себя земельный налог.

Это совершенно логично и правомерно в силу того что как предприятие, так и организация может иметь различную форму собственности и предусматривает иные льготы на выплату земельного налога, в том числе предусмотренные локальными актами и непосредственно муниципалитетом в адрес конкретного лица или организации.

Кроме этого, ЗУ, используемые для выпуска сельхозпродукции, могут находиться в аренде, что не предусматривает уплаты земельного налога.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector