Помощь юриста
Назад

Осуществление технического надзора Судебная практика

Опубликовано: 14.09.2019
0
2

Положение о строительном надзоре

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ) является базовым документом в рассматриваемой сфере. Согласно ст. 3 данного кодекса градостроительные отношения регулируются:

  • ГрК РФ;
  • законами и иными правовыми актами федерального уровня;
  • законами и иными правовыми актами регионального уровня;
  • актами органов местного самоуправления. 

Непосредственно вопросам строительного контроля и государственного строительного надзора посвящены ст. 53 и 54 кодекса соответственно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными документами на уровне РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 было утверждено положение о проведении строительного контроля.

Если в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль осуществляется заказчиком и иными указанными в данной норме лицами, то государственный строительный надзор осуществляется представителями госвласти в соответствии со ст. 54 ГрК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Правительство РФ устанавливает порядок проведения государственного надзора. Такой порядок определен положением об осуществлении государственного стройнадзора в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (далее — положение о стройнадзоре). 

Технадзор в строительстве

ВАЖНО! В соответствии с п. 3 ст. 8 закона «О введении в действие ГрК РФ» от 29.12.2004 № 191-ФЗ документы, разрешающие строительство и ввод в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ГрК РФ, являются действующими. 

Порядок надзора за строительством, осуществляемого государством, регулируется, как было указано в предыдущем разделе, положением о стройнадзоре. При этом законодательство о защите прав организаций при проведении проверок применяется, но с учетом особенностей, установленных градостроительным правом.

Согласно п. 2 положения о стройнадзоре надзор осуществляется:

  • при строительстве, когда экспертиза документации обязательна;
  • реконструкции с обязательной экспертизой документации. 

Ростехнадзор и Минобороны осуществляют стройнадзор в отношении:

  • объектов атомной энергетики;
  • опасных объектов производства;
  • линий связи;
  • объектов инфраструктуры военного назначения. 

Государственный стройнадзор большинства остальных объектов осуществляется региональными органами власти.

С 01.01.2018 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294 при организации регионального строительного надзора применяется риск-ориентированный подход, при котором количество проводимых проверок за период строительства/реконструкции здания, сооружения будет зависеть от уровня риска, присвоенного возводимому объекту.

Когда строительство завершено, производится проверка соответствия строительства техрегламентам и проектной документации, в случае положительного завершения которой выдается заключение о соответствии, являющееся в дальнейшем одним из оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 

ВАЖНО! ВС РФ признал недействующими нормы положения о стройнадзоре, согласно которым надзор проводится также в отношении жилых домов этажностью не более 3 этажей, предназначенных для проживания одной семьи (решение ВС РФ от 10.04.2008 № ГКПИ08-547, определение кассационной коллегии ВС РФ от 08.07.2008 № КАС08-309).

В настоящем разделе статьи будет рассмотрен административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре — один из ключевых актов в рассматриваемой сфере.

Административный регламент по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного стройнадзора… (далее — регламент о стройнадзоре) утвержден приказом Ростехнадзора от 31.12.2013 № 38. Данный регламент касается возведения и реконструкции объектов капстроительства следующих категорий:

  • межрегиональное строительство (от 2 субъектов РФ);
  • строительство для посольств, консульств и зарубежных представительств РФ;
  • строительство, например, на территории континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ;
  • строительство военных объектов;
  • строительство, предполагающее гостайну. 

Помимо указанных категорий, контроль в соответствии с регламентом осуществляется также, в частности, применительно к автомобильным дорогам федерального значения.

В разделе V регламента определена возможность обжалования действий проверяющих во внесудебном порядке. Согласно п. 158 регламента срок для рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. При запросе дополнительных документов возможно продление сроков, но также не более чем на месяц.

О других документах, издаваемых Ростехнадзором в сфере строительства, в частности относительно деятельности СРО, читайте в нашей статье по ссылке: Установлен перечень документов, которые должны разработать СРО строителей. 

На уровне субъектов РФ принимаются соответствующие регламенты органов власти, осуществляющих строительный надзор, например:

  • административный регламент ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по предоставлению госуслуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство…, утв. ГК РБ по жилищному и строительному надзору от 18.05.2015 № 368;
  • административный регламент по исполнению управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора…, утв. приказом управления госстройжилнадзора РС (Я) от 20.04.2015 № 40;
  • административный регламент исполнения ГК Псковской области по строительному и жилищному надзору госфункции по осуществлению регионального государственного стройнадзора, утв. приказом ГК ПО по строительному и жилищному надзору от 09.07.2014 № 399-ОД. 

Региональные регламенты (на примере административного регламента министерства строительного комплекса МО по исполнению госфункции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства, утв. распоряжением МС МО от 27.12.2016 № 428) регулируют следующие вопросы:

  • базовые принципы и применяемые нормы;
  • то, каким образом осуществляется соответствующая госфункция;
  • особенности отдельных процедур, в том числе совершаемых в электронной форме;
  • досудебный порядок оспаривания действий и решений контролирующих органов и их должностных лиц. 

Понятие контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов дано в ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. В соответствии с указанной статьей под данным видом надзора понимается проверка выполнения требований техрегламентов в отношении продукции, а также процессов ее строительства, проектирования, изготовления, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Согласно пп. 1, 2 ст. 4 указанного закона законодательство о техрегулировании и контрольной деятельности в этой сфере состоит, помимо данного закона, также из не противоречащих ему законов и подзаконных актов федерального уровня.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать, если вовремя не вступил в наследство

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

При этом согласно п. 3 данной статьи федеральные органы исполнительной власти и госкорпорация «Роскосмос» могут издавать только рекомендательные акты. В ст. 5 и 9.1 рассматриваемого закона определены случаи, когда органы исполнительной власти могут принимать не только документы рекомендательного характера. В частности, такие общеобязательные акты на основании п. 1 ст. 9.1 могут быть приняты по поручению Правительства РФ или главы государства.

Отдельные направления технического контроля регламентированы отдельными специальными подзаконными актами. Так, технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия регламентирован ГОСТ Р 56254-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технадзор на объектах культурного наследия. Основные положения», утв. приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1803-ст.

Итак, нормативная основа проведения строительного контроля и технического надзора весьма разветвленная. В настоящей статье были представлены базовые документы, такие как Градостроительный кодекс, утвержденное Правительством РФ положение, принятый Ростехнадзором регламент и регламенты региональных органов власти, осуществляющих соответствующие надзорные полномочия.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 55528-2013 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требованияГОСТ Р 55567-2013 Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследияГОСТ Р 55653-2013 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Произведения монументальной живописи. Общие требованияГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусстваГОСТ Р 55945-2014 Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследияПримечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год.

Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общий порядок организации и осуществления технического надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в части их сохранения, определенных главой 7 [1].Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3 Термины и определения

3.1 технический надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.

3.2 журналтехнического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (далее – журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

3.3 акт освидетельствования скрытых работ по сохранению объекта культурного наследия: Документ, составляемый при проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, контроль за выполнением которых не может быть проведен после завершения данных работ.Примечание – Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется разработанными проектными решениями.

Акт освидетельствования скрытых работ подписывается научным руководителем, руководителем авторского коллектива, уполномоченными представителями технического надзора и подрядной организацией. За основу акта освидетельствования скрытых работ принимается форма, установленная в соответствии с [2], с учетом особенностей проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

3.4 уполномоченный представитель технического надзора: Уполномоченное лицо, осуществляющее функции технического надзора на основании приказа.

5 Организация технического надзора

5.1 Технический надзор осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и физическим или юридическим лицом.

5.2 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, который при разработке научно-проектной документации являлся генеральным проектировщиком и привлекал к разработке отдельных разделов субподрядные организации, или научно-проектная документация разрабатывалась в несколько этапов различными физическими или юридическими лицами, необходимо заключить договор генерального подряда.

5.3 В случае привлечения на договорной основе для осуществления технического надзора физических или юридических лиц, не являющихся авторами проекта, данные исполнители могут привлекать на субподряд третьих лиц, отвечающих требованиям 4.2.

Предлагаем ознакомиться:  Возражение в суд на строительно техническую экспертизу пример

5.4 В случае привлечения к техническому надзору третьих лиц организация, ведущая технический надзор, назначает своим приказом руководителя и координатора всех лиц, осуществляющих технический надзор.

5.5 Порядок заключения договоров на осуществление технического надзора определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.6 Продолжительность пребывания на объекте культурного наследия специалистов, осуществляющих технический надзор, определяется в зависимости от архитектурных особенностей объекта культурного наследия, сложности и объемов работ по его сохранению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

5.7 Решение о сроках пребывания специалистов на объекте культурного наследия принимает уполномоченный представитель технического надзора.Примечание – По решению заказчика специалисты, осуществляющие технический надзор, при необходимости могут присутствовать на объекте на постоянной основе на все время ведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

5.8 Специалисты, осуществляющие технический надзор, дополнительно обеспечивают свое присутствие на объекте культурного наследия на основании решения заказчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и вызова подрядной организации. Выезд специалистов на объект в указанных случаях осуществляется на основании поступившего в адрес уполномоченного представителя технического надзора (организации) официального документа.

5.9 Указания уполномоченного представителя технического надзора являются обязательными для пользователя (собственника) объекта культурного наследия и подрядных организаций, в части предъявления претензий по несоответствию проводимых работ проектной документации и действующим нормативным требованиям к данным видам работ.

5.10 Подписание актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, актов о приемке промежуточных работ, актов о приемке выполненных работ осуществляется уполномоченным представителем технического надзора.

6 Порядок осуществления технического надзора

6.1 Уполномоченный представитель технического надзора и специалисты (группа специалистов), обеспечивающие его проведение, назначаются приказом, подписанным руководителем организации (уполномоченным лицом), с которой заключен договор или контракт на ведение технического надзора.

6.2 Уполномоченный представитель обеспечивает общее руководство и координацию деятельности группы специалистов технического надзора, а также взаимодействие с представителями заказчика, подрядчика, соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, их пользователями (собственниками) и представителями авторского надзора.

6.3 Уполномоченный представитель технического надзора назначается из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов в данной области и несет профессиональную ответственность за деятельность специалистов (группы специалистов).

6.4 В состав группы специалистов, осуществляющих технический надзор, включаются специалисты различного профиля в зависимости от видов работ, проводимых на объекте культурного наследия.

6.5 При необходимости в состав группы технического надзора включаются представители организаций, проводивших на объекте культурного наследия инженерные изыскания (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические, инженерно-технические и мониторинг) в соответствии с ГОСТ Р 55945, ГОСТ Р 55567.

6.6 В случае если технический надзор осуществляется автором проекта, в первоочередном порядке в состав группы привлекаются специалисты проектной организации, принимавшие непосредственное участие в разработке научно-проектной документации. Специалисты групп рабочего проектирования привлекаются к техническому надзору в части разработанных ими разделов.

6.7 Специалисты технического надзора, входящие в состав группы, непосредственно подчиняются уполномоченному представителю и согласовывают с ним все принимаемые решения.

6.8 При осуществлении технического надзора необходимо применять оборудование и средства неразрушающего контроля (рулетки, мерные ленты, лазерный инструмент, отвесы, угломеры, уровни т.п.) в целях недопущения нанесения физического вреда объекту культурного наследия. При этом средства измерений должны быть поверены и откалиброваны в установленном порядке.

Нормативные правовые акты в сфере технического надзора

1) акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования, акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств;

2) акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах их ввода в объект культурного наследия в соответствии с проектными решениями;

3) акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

4) акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации, автоматизации и молниезащиты;- контролировать соблюдение подрядной организацией правил складирования и хранения используемых материалов, изделий, оборудования, приостановление их применения до момента устранения нарушений с занесением записи в журнал технического надзора;

– вести контроль за своевременным вывозом мусора, за установкой ограждений производственной площадки подрядной организацией, в соответствии с требованиями проекта организации работ.- вести геодезический контроль при проведении производственных работ (при необходимости);- официально информировать заказчика и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих технический надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов.

7.2 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны приостановить работы по сохранению объекта культурного наследия:- в случаях, указанных в 7.14, с оформлением соответствующей записи в журнале технического надзора;- при угрозе непредвиденных деформаций или разрушений элементов и конструкций объекта культурного наследия;

7.3 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны участвовать в работе комиссий по приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, в совместной с представителями авторского надзора приемке отдельных ответственных элементов и конструкций, в составлении актов освидетельствования скрытых работ, в т.ч.

7.4 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны регулярно вести журнал технического надзора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

7.5 Лица, осуществляющие технический надзор, обязаны проводить фотофиксацию наиболее ответственных видов работ, в т.ч. скрытых (до момента начала указанных работ, в процессе их проведения и по окончании), записи о которых заносятся в журнал технического надзора.

Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за неисполнение постановления судебного пристава

7.6 Лица, осуществляющие технический надзор, должны знать законодательные акты, нормативные правовые документы, технические и иные документы в сфере сохранения объектов культурного наследия.

8.1 Лица, осуществляющие технический надзор, имеют право:- посещать объект культурного наследия и находиться на нем без ограничений;- контролировать выполнение требований и указаний, внесенных в журналы авторского и технического надзора;- требовать от подрядной организации выполнения производственных работ, применения материалов, изделий, конструкций и оборудования в соответствии с разработанными проектными решениями и сметной документацией;

– знакомиться с необходимой технической документацией, имеющей отношение к объекту культурного наследия;- запрещать применение при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия материалов и технологий, не соответствующих разработанным проектным решениям;- проверять соответствие сертификатов (паспортов) и другой технической документации на материалы, используемые для реставрации объектов культурного наследия, разработанным проектным решениям;

– приостанавливать выполнение производственных работ (с обязательным последующим письменным уведомлением заказчика, подрядчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия) в случае невыполнения подрядчиком указаний авторского и технического надзора, предписаний соответствующего органа охраны объектов культурного наследия по устранению выявленных дефектов или нарушений, создающих угрозу деформаций или обрушения объекта культурного наследия или его отдельных частей и инженерных коммуникаций, а также в связи с угрозой возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды;

– запрещать подрядной организации применять некачественные материалы, используемые для реставрации объектов культурного наследия, а также элементы и конструкции с осуществлением записи в журнале технического надзора;- не принимать к рассмотрению акты выполненных работ, в которых содержатся виды работ, выполненные с нарушением нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, проектных решений, а также не в полном объеме, с ненадлежащим качеством и с применением некачественных материалов.

8.2 Лица, осуществляющие технический надзор, несут ответственность:- за качественное и своевременное исполнение обязанностей, возложенных на них договорами на осуществление технического надзора в соответствии с настоящим стандартом;- за несоответствующее действительности освидетельствование с составлением актов скрытых и промежуточных работ, в том числе в части инженерных сетей и оборудования;

– за соблюдение подрядчиком технологии проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;- за соблюдение подрядчиком соответствия материалов, применяемых для реставрации объектов культурного наследия, требованиям проектно-сметной документации;- за соответствие выполненных видов и объемов работ, фактически выполненных и определенных проектно-сметной документацией.

9 Журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия

9.1 При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала технического надзора, который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению. При необходимости создается копия журнала технического надзора, которая должна постоянно находиться у уполномоченного представителя технического надзора.

9.2 Журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия оформляется по форме индивидуального журнала технического надзора в соответствии с [4].

9.3 В случае если объекты культурного наследия входят в состав ансамбля, на каждый из них оформляется отдельный журнал технического надзора. При необходимости допускается оформление журнала технического надзора в части отдельных элементов и конструкций объекта культурного наследия.

9.4 Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала технического надзора на объекте, определяются приказом по указанной организации. Специалистам, осуществляющим технический надзор, журнал технического надзора выдается по первому требованию.

9.5 Ответственным за ведение журнала технического надзора является уполномоченный представитель технического надзора. Специалисты, входящие в группу технического надзора, осуществляют записи в журнале технического надзора при условии обязательного визирования уполномоченным представителем.

9.6 В журнале технического надзора осуществляются записи, связанные с фиксацией выполняемых работ, дефектов и отступлений от проектных решений, необходимыми указаниями и конкретными требованиями для подрядной организации и содержащие в том числе:- указания о приостановлении работ в связи с нарушением их технологической последовательности и отступлением от проектных решений, необходимостью устранения выявленных нарушений в определенные сроки, отсутствием материалов требуемого качества, отсутствием на объекте специалистов необходимой квалификации;

– указания, связанные с проведением испытаний инженерных систем и оборудования;- информацию о несвоевременном и некачественном выполнении указаний, ранее внесенных в журнал технического надзора;- краткое описание выполненных производственных работ за период между двумя записями;- информацию о качестве выполняемых работ и используемых материалов;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

9.7 Записи в журнале технического надзора лиц, осуществляющих технический надзор, являются обязательными для исполнения подрядными организациями.

9.8 Представители подрядной организации несут ответственность за своевременное и качественное выполнение указаний, замечаний и предписаний представителей технического надзора.

9.9 Уполномоченные представители подрядной организации (генерального подрядчика) отвечают за сохранность и содержание в надлежащем виде журнала технического надзора.

9.10 При приемке выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия журнал технического надзора предъявляется представителям приемочной комиссии.

9.11 После приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия оригинал журнала технического надзора хранится в архиве организации или у физического лица, осуществлявших технический надзор, а заверенная копия журнала с приложенной фотофиксацией по окончании срока действия договора на осуществление технического надзора передается заказчику.

Библиография

УДК 351.853:006.034

ОКС 97.195

Ключевые слова: технический надзор, журнал технического надзора, сохранение объектов культурного наследия, акт освидетельствования скрытых работ

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Электронный текст документа подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2015

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector