Помощь юриста
Назад

В отпуск на служебном автомобиле

Опубликовано: 28.10.2019
0
8

Риски при признании ДТП несчастным случаем на производстве

Основные вопросы, возникающие при предоставлении автомобиля работникам, – это охрана труда и негативные последствия, связанные с риском признания ДТП несчастным случаем на производстве. До сих пор несчастный случай на производстве не имеет единого толкования. Часто суды признают несчастными случаями только те ДТП, которые происходят на транспорте работодателя в рабочее время либо на транспорте, который используется с его ведома и поручения на основании подтверждающих этот факт документов. Но есть исключения.

Судебная практика1.

Центральный банк РФ длительное время судился с ФСС РФ, требуя признать несчастным случаем ДТП с работником, который отправился на личном транспорте по заданию работодателя. Проиграв в трех инстанциях, ЦБ РФ выиграл дело в Президиуме ВАС РФ, который пришел к выводу, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие произошло в рабочее время и в связи с выполнением действий, обусловленных трудовыми отношениями.

Таким образом, следуя логике суда, даже при использовании личного автомобиля по собственной инициативе, но по заданию работодателя, работник может требовать признания ДТП несчастным случаем на производстве. При предоставлении автомобиля работодатель должен быть готов к тому, что при попадании работника в ДТП существует высокая вероятность того, что происшествие должно будет подлежать расследованию и учету в соответствии со ст. 228 ТК РФ.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договораст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ.

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплатач. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ.

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

  • не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
  • может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

В отпуск на служебном автомобиле

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат.

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Аттестация автомобиля как рабочего места

Кроме того, у компаний часто возникают вопросы о необходимости аттестации автомобиля как рабочего места и организации предрейсовых медицинских осмотров работников, использующих транспортные средства для выполнения своих должностных обязанностей. Если использование работником служебного автомобиля не входит в его должностные обязанности и отсутствует условие о разъездном характере работы, то представляется, что необходимость аттестации автомобиля отсутствует. Это объясняется тем, что нормативные акты, регулирующие вопросы аттестации, ссылаются на рабочее место.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Рабочим является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя2.

Согласно критериям и классификациям условий труда все рабочие места делятся на постоянные (работник тратит более 50% рабочего времени в течение дня или более двух часов непрерывно) и непостоянные (менее 50% рабочего времени или менее двух часов непрерывно). При этом оценке подлежат все рабочие места3.

Предлагаем ознакомиться:  Невыплата зарплаты работнику

Очевидно, что у работника в должности водителя рабочим местом будет являться автомобиль, а у сотрудника отдела кадров – нет. При предоставлении автомобиля в пользование рекомендуется указать, что транспортное средство передается работнику в качестве материального стимулирования, и компания не требует его обязательного использования в рабочее время.

Налоговые вопросы, связанные с использованием работником личного автомобиля в служебных целях

Согласно требованиям законодательства юридические лица, осуществляющие деятельность по эксплуатации транспортных средств, обязаны организовывать и проводить медицинские предрейсовые осмотры водителей4. Неопределенность этого требования связана с тем, что законодатель не дает определения понятию «водитель»: непонятно, это конкретная должность работника или водителем признается любое лицо, управляющее автомобилем?

Из анализа арбитражной практики следует, что мнения по этому вопросу различны. Одни суды исходят из того, что требование о проведении медицинских осмотров распространяется только на компании, осуществляющие перевозку грузов и пассажиров5; другие суды считают, что если в организации имеется водитель, а на балансе находятся транспортные средства, то осмотры должны регулярно проводиться6.

В то же время существует вероятность получения предписания от Госавтодорнадзора об устранении нарушений законодательства и необходимости проведения процедуры предрейсовых осмотров. В свою очередь, работодатель может обратиться в суд для оспаривания такого предписания. Как показывает судебная практика, такое предписание в большинстве случаев признается судами недействительным, если компания не осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке.

На практике могут возникнуть ситуации, когда работнику положен служебный автомобиль, но он намерен использовать личное транспортное средство для поездок в рабочее время.

Положение может регулировать этот вопрос, однако работодателям необходимо учитывать, что Налоговый кодекс не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядка их установления. Таким образом, суммы компенсационных выплат освобождаются от обложения НДФЛ при наличии документов, подтверждающих, что автомобиль находится в собственности у работника, а также расчет предоставляемой компенсации.

Следовательно, если работник намерен использован автомобиль, который не принадлежит ему на праве собственности, то сумма компенсации подлежит обложению НДФЛ, поскольку ТК РФ не предусмотрена возможность использования работником имущества, которое ему не принадлежит. В частности, данной позиции придерживается Минфин России в своем письме от 21.09.2011 № 03-04-06/6-228.

Что касается налога на прибыль, то расходы компании за использование личного автомобиля учитываются для целей обложения по налогу на прибыль, но в пределах установленных норм. Это 1200 рублей в месяц для легкового автомобиля с двигателем объемом 2000 см3 включительно и 1500 рублей в месяц для легкового автомобиля с двигателем выше 2000 см3.

В отпуск на служебном автомобиле

Компенсация за пользование личным автомобилем также не облагается страховыми взносами. Данная точка зрения поддержана Минздравсоцразвития России в письме от 26.05.2010 № 1343-19.

Автомобиль – это дорогостоящее имущество и источник повышенной опасности, поэтому правила передачи автомобиля в пользование обязательно должны быть разработаны в компании. Грамотно составленная Политика позволит определить не только взаимные права и обязанности, но и ответственность за пользование автомобилем.

Генеральный директор (если он не является одновременно и учредителем компании) является наемным работником. При оформлении командировки директора применяются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, а именно:

  1. приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9);
  2. командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  3. служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а).

За использование же личного транспорта для поездки в командировку ему должна быть выплачена компенсация в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

Порядок компенсации использования личного имущества работника должен быть отражен в трудовом договоре, коллективном договоре или локальном акте.

_________________________1Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11775/10 по делу № А40-101647/09-119-757.

2 См.: ч. 6 ст. 209 ТК РФ, п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».

3 Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Предлагаем ознакомиться:  Как считаются дни отпуска и когда можно брать следующий отпуск

4Пункт 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; письмо Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

5 Постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 № А36-706/2009, от 28.07.2009 № А36-3582/2008.

6Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 № Ф04-6445/2008(14518-А75-6).

7Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

8 См.: ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

9 См.: определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2011 № 14067._________________________

В отпуск на служебном автомобиле

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счетп. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.ч. 2 ст. 12.31.1, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ Также организацию может наказать и трудовая инспекция — привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАПабз. 12 ст. 212 ТК РФ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 № 7-1369/2012.

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителяст. 2, п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ. Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата.

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации — от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя — от 1000 до 5000 руб.ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже.

Инструктаж по технике безопасности рекомендуется проводить не менее двух раз в год

При расследовании несчастного случая в обязательном порядке выясняются лица, допустившие нарушение охраны труда. Представляется, что ответственность за нарушение правил дорожного движения должен нести сам работник, а не работодатель. Однако для предотвращения негативных последствий для работодателя компаниям рекомендуется проводить периодические инструктажи по технике безопасности на дороге не менее двух раз год (в зимний и летний периоды).

Результаты необходимо фиксировать в журнале проведения инструктажа в установленном порядке7. Целесообразно предусмотреть в Политике положение о том, что не прошедшие без уважительной причины инструктаж работники временно лишаются права пользования служебным автомобилем. Необходимо помнить, что обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства8.

Тот факт, что сотруднику предоставили служебное авто, еще не означает, что ему автоматически положена доплата за совмещение его должности и должности водителя

Таким образом, в Политике необходимо определить, каким образом и кто будет следить за исправностью автомобиля – определенное должностное лицо компании или работник, эксплуатирующий автомобиль.

Для того чтобы избежать неожиданных ситуаций и споров с работниками, Политика должна четко прописывать вопросы техники безопасности, запрещать использование транспортного средства в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, участие в гонках и соревнованиях, а также эксплуатацию служебного автомобиля с целью получения дохода, не связанного с трудовой деятельностью. Необходимо также указать список обязательного оборудования в машине и комплект документов, без которого работнику запрещается ее эксплуатировать.

Предлагаем ознакомиться:  Отсрочка от армии при академическом отпуске

Организация предрейсовых медицинских осмотров работников

Некоторые компании запрещают использовать служебный автомобиль в личных целях, но на практике это практически невозможно отследить, если машина остается в пользовании работника в выходные дни. Если компания позволяет пользоваться машиной в свободное от работы время, то Политика должна содержать ряд ограничений. Она может запрещать, например, передачу управления автомобилем третьим лицам, даже если работник находится в его в салоне.

Работник едет в командировку на служебном автомобиле: работодателю необходимо оформить доверенность. Нередко в компаниях возникают ситуации, когда работники хотят поехать на служебном автомобиле в другое государство в отпуск или в командировку. В этом случае компании необходимо исходить из следующего. Для управления служебным автомобилем на территории России работодатель выдает работнику доверенность в простой письменной форме.

Международное дорожное движение регулируется Венской конвенцией о дорожном движении от 08.11.1968. Согласно этой конвенции для участия в международном дорожном движении достаточно иметь при себе водительское удостоверение и свидетельство о регистрации. Однако органы иностранного государства могут потребовать документ, подтверждающий право пользования автомобилем, особенно если работник попадет в дорожно-транспортное происшествие или ему придется забирать транспортное средство со штрафной стоянки.

В отпуск на служебном автомобиле

Простая письменная доверенность не признается официальным документом и требует нотариального удостоверения в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961. Для придания документу статуса официального необходимо выдать нотариально заверенную доверенность и проставить апостиль. В связи с этим Политика может предусматривать заблаговременное обращение работника к руководителю для оформления доверенности.

При выезде в страну СНГ проставления апостиля на доверенность не требуется, что предусмотрено ст. 13 Минской конвенции от 22.01.1993. Указанная конвенция не требует специального удостоверения официальных документов, однако не отвечает на вопрос, может ли простая письменная форма доверенности являться официальным документом.

В связи с этим в Политике целесообразно предусмотреть следующее:

  • предварительное письменное согласие компании на использование автомобиля для поездки за рубеж;
  • обязанность работника своевременно выяснить требования к оформлению документов на автомобиль в стране пребывания, собрать и оформить документы по собственной инициативе и за свой счет;
  • полная материальная ответственность работника в связи с эксплуатацией автомобиля за границей, самостоятельная оплата штрафов, разбор случаев ДТП и его последствий, а также иные риски.

Компания также может обязать работника заблаговременно ознакомиться с телефонами экстренных служб, российского посольства соответствующей страны (стран) пребывания.

Необходимо прописать, кто несет расходы в связи с эксплуатацией транспорта. При использовании работником автомобиля для поездки в командировку документы должны быть оформлены за счет работодателя.

Дополнительно Политика должна регулировать, кто будет нести расходы по оплате штрафов, горюче-смазочных материалов, подготовке машины к зимнему периоду. Необходимо предусмотреть обязанности работника в случае причинения ущерба автомобилю или его угона – немедленное информирование работодателя и страховой компании, распределение обязанностей по сбору документов и общению со страховой компанией и правоохранительными органами.

Транспортное средство необходимо передавать работнику по акту приема-передачи с указанием всех дефектов и подписью обеих сторон.

Материальная ответственность работников. Бывают случаи, когда у работодателей отсутствует полис КАСКО на автомобили или страховая компания по какой-либо причине не выплачивает страховое возмещение, а работник попал в ДТП по своей вине.

Согласно ст. 242 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Однако полная материальная ответственность наступает в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в том числе при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, если работник понес административную ответственность за ДТП, то он может подлежать и полной материальной ответственности в связи с повреждением транспортного средства. Данное положение было разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также поддержано судебной практикой9.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Работодателю рекомендуется указать в Положении на возможность полной материальной ответственности в случае нарушения работником правил дорожного движения, повлекшего повреждение транспортного средства.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector