Помощь юриста
Назад

Ответственность за налоговые преступления

Опубликовано: 26.10.2019
0
2

Значение бухгалтерских документов в налоговых правонарушениях

Налоговое преступление не может существовать само по себе без налогового правонарушения. Налоговое преступление обладает признаками налогового правонарушения, точнее говоря, содержанием объективной стороны налогового преступления в части общественно опасного деяния является то или иное налоговое правонарушение.

При квалификации налогового преступления правоприменитель, установив в деянии лица признаки налогового правонарушения, должен проводить разграничение налогового преступления и налогового правонарушения. Соответственно правильно квалифицировать налоговое преступление возможно только в случае, если имеется четкое представление о налоговых правонарушениях.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (ст. 106).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (с 16 лет) в случаях, если в их деяниях не содержится признаков уголовных преступлений, при этом привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, установленной законодательством, а также от обязанности уплатить причитающиеся налоги и пени.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующее:

  • налогоплательщики могут привлекаться к налоговой ответственности только в соответствии с Кодексом;
  • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

При отсутствии события налогового правонарушения или вины лица в его совершении, а также в случае, если лицо не достигло 16-летнего возраста или по истечении срока давности, налоговая ответственность наступать не может.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступления вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ), являются:

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
  • выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются (ст. 112 НК РФ):

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов), которые взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Следует отметить, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения, срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение указаны в главах 16 и 18 НК РФ. Кодекс предусматривает следующие составы налоговых правонарушений (ст. 116—135.1):

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • непредставление налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • ответственность свидетеля;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса;
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа;
  • непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган.

Одним из главнейших шагов по установлению принципа соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков стало включение в Налоговый кодекс РФ важнейшего демократического института — презумпции невиновности налогоплательщика. Основные принципы презумпции невиновности налогоплательщика (включая налоговых агентов) нашли свое воплощение в п. 6 ст. 108 НК РФ.

1. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

2. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Ответственность за налоговые преступления

3. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Также в п. 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Статья 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской

Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб.

, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн рублей.

Напомним, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться специальными «оправдательными» документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции;
  5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  7. личные подписи указанных лиц.
Предлагаем ознакомиться:  Ответственность работодателя за непредоставление отпуска работнику

Когда налоговое нарушение становится уголовным преступлением

Уголовная ответственность, касающаяся неуплаты обязательных взносов, регламентирована ст. 198 и 199 УК РФ. Привлекаемым субъектом выступает исключительно физическое лицо, даже в вопросах, касающихся нарушений предприятия (организации, компании). В вопросах правонарушений привлекаются конкретные лица (учредители, директор, бухгалтер).

Перечень пунктов, по которым применяется уголовная ответственность:

  • Умышленное сокрытие доходов (имущества) компании с целью издержек по ним налоговых платежей.
  • Увиливание от обязательной уплаты налоговых взносов.
  • Игнорирование обязанностей налогового агента.

Ответственность за налоговые преступления

За неуплату обязательных налоговых взносов, а также при грубых нарушениях в оформлении декларации и сроках ее представления ст. 198 УК РФ введены следующие санкции:

  • Заключение на срок до 12 месяцев (по судебному решению может быть срок от 4 до 6 месяцев).
  • Штраф в сумме 100 000 – 300 000 рублей (или в объеме дохода за последний год или два года деятельности).

За подобное нарушение, содеянное компанией или налоговым агентом, применяются такие же санкции. Дополнительные ограничения состоят в аресте должностного лица на срок до 2 лет с конфискацией права вести бизнес и занимать должностные посты на срок до 3 лет (ст. 199, ст. 199. 1 УК РФ).

Умышленное сокрытие доходов или имущества компании с целью обойти налоговые отчисления наказывается:

  • Штрафом от 200 000 до 500 000 рублей (в отдельных случаях в размере дохода за последние 1,5-3 года).
  • Заключение под стражу до 5 лет с исключением прав осуществлять деятельность и занимать должность на период до 3 лет.

Если лицо совершило налоговое преступление впервые, полностью погасило долг, начисленные пени и полную сумму штрафа, оно освобождается от ответственности.

В России наказание за налоговые преступления, по сравнению с другими государствами, достаточно либеральное: максимальный срок заключения – 3-5 лет, есть возможность исключить наказание, если оно было совершено впервые. По налоговым правонарушениям действует один срок давности, который составляет три года.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Следует отметить, что именно в сфере торговли встречается больше всего нарушений по уклонению от оформления проведенных торговых сделок, оформлению с нарушениями правил составления отчетной документации, что приводит в итоге к неуплате налогов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» от 28 декабря 2006 г. № 641 указывает, что, исходя из примечания к ст. 169 УК РФ, под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей 250 тыс. руб.

Цель ст. 199 УК РФ — охрана действующего порядка налогообложения организаций и поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также предупреждение неуплаты налогов и страховых взносов с организаций.

Объектом преступления является финансово-хозяйственная система государства в части отношений, возникающих в связи с исчислением и внесением в бюджеты государства налогов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

По смыслу данной статьи организациями являются юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В п. 1 ст. 48 ГК РФ определено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Субъективную сторону данного преступления характеризует наличие в действиях субъекта прямого умысла. В соответствии с требованиями законодательства обязанность правильного составления отчетности и своевременного ее представления в налоговые органы возложена на налогоплательщика. Поэтому, представляя заведомо ложные сведения об объекте налогообложения, налогоплательщик осознает, что дезинформирует государство в лице налоговых органов, и желает этого.

Ответственность за налоговые преступления

Умысел — это наиболее распространенная в законе и на практике форма вины. Анализ показывает, что из каждых десяти преступлений около девяти совершается умышленно. В ст. 25 УК РФ законодатель впервые закрепил деление умысла на прямой и косвенный.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало:

  1. общественную опасность своего действия (бездействия);
  2. предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий;
  3. желало наступления этих последствий.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями законодательства обязанность правильного составления отчетности и своевременного ее представления в налоговые органы возложена на налогоплательщика.

Под предвидением общественно опасных последствий следует понимать представление виновного о том вреде, который он причинит совершенным им уклонением от уплаты налогов общественным отношениям, возникающим по поводу уплаты налогов, защищаемых уголовным законом.

При прямом умысле предвидение включает, во-первых, представление о фактическом содержании предстоящих изменений в объекте посягательства (действующий порядок налогообложения), во-вторых, понимание их социального значения, т.е. вредности для общества, в-третьих, осознание причинно-следственной зависимости между действием или бездействием и общественно опасными последствиями.

Налоговые преступления имеют формальный состав и их последствия находятся за его пределами. В таких составах предметом желания являются сами общественно опасные действия (бездействие).

Следовательно, при совершении преступлений с формальным составом предметом желания являются действия (бездействие), которые по своим объективным свойствам обладают признаком общественной опасности независимо от факта наступления вредных последствий.

Подчас установление вида умысла весьма важно для правильной квалификации преступления, что подтверждается самой практикой.

Помимо деления умыслов на виды в зависимости от особенностей их психологического содержания, теория и практика уголовного права знают и иные классификации видов умысла. Так, по моменту возникновения преступного намерения умысел подразделяется на заранее обдуманный и внезапно возникший. Заранее обдуманный умысел характерен тем, что намерение совершить преступление осуществляется через более или менее значительный промежуток времени после его возникновения.

Говоря о степени вины при совершении налоговых преступлений, необходимо отметить, что данные преступления, как правило, совершаются с заранее обдуманным умыслом. Как показывает практика, многие предприниматели решают вопрос о том, платить или не платить налоги еще на стадии вложения денежных средств в бизнес и принятия решения об окупаемости того или иного проекта.

Нередко заранее обдуманный умысел свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне виновного или об изощренности способов достижения преступной цели, которые могут проявляться в применении хитроумных способов уклонения от уплаты налогов, в использовании для достижения преступной цели других лиц, не сознающих своей роли в совершаемом преступлении, в использовании поддельных документов и т.п.

Обобщая вопрос определения наличия умысла при квалификации налоговых преступлений, нужно отметить, что, прежде всего, необходимо обратить внимание на рассмотренные выше элементы прямого умысла. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. В п.

Действительно, в большинстве случаев субъект сознательно совершает какие-либо действия по обману налоговых органов, предвидя, что тем самым он избежит уплаты налогов, и стремится к этому. Предвидение виновным лицом конечной цели своих преступных действий и желание ее достижения в обязательном порядке должно быть доказано в ходе предварительного следствия.

В п. 17 Постановления Пленума указывается, что преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

ВИНА налогоплательщика

В Налоговом кодексе РФ только три статьи предусматривают наказание за неуплату налогов, в том числе и за нарушения в учете, которые также могут привести к образованию недоимок перед бюджетом. Речь идет о статье 120 Налогового кодекса РФ, в которой установлены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения.

Теперь обратимся к Уголовному кодексу РФ. В нем предусмотрено четыре «налоговые» статьи. Если от уплаты налогов уклоняется физическое лицо, то это статья 198 Уголовного кодекса РФ. Если налоги не платятся в рамках организации, то это статья 199. Статья 199.1 Уголовного кодекса РФ адресована налоговым агентам, не исполняющим свои обязанности. Статья 199.2 предусматривает наказание за сокрытие денежных средств, за счет которых могли бы быть взысканы недоимки по налогам и сборам.

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет при покупке квартиры получение

Обратите внимание: все перечисленные статьи как Налогового, так и Уголовного кодексов РФ связаны с фактическим непоступлением сумм налогов и сборов в бюджет. Однако наличие недоимок перед бюджетом достаточно для привлечения компании к налоговой ответственности. А вот для наступления уголовной ответственности недоимка перед бюджетом только повод начать расследование, но далеко не всегда основание для ее наступления.

к меню ↑

Смотрите, Налоговый кодекс РФ разницы между налогоплательщиками не делает. В нем предусмотрено наказание как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и организаций. Причем именно организации штрафуют чаще всего. Если проверка пришла в компанию, то именно ей в случае обнаружения недоимки и будут предъявлены экономические санкции по статьям 120, 122 или 123 Налогового кодекса РФ.

Для уголовного дела наличие конкретного виновного лица просто необходимо. Даже если речь идет о статье 199 Уголовного кодекса РФ, которая распространяется на «организационные» налоги, то к ответственности все равно привлекается физическое лицо, например главбух. В случае отсутствия такого лица дело закрывается.

На этом моменте многих главных бухгалтеров охватывает шок. Они рассуждают так: налоговики выявили недоимку, директор оплачивать ее отказывается, материалы поступают в правоохранительные органы, которым нужно установить конкретное виновное лицо. Очевидно, что в первую очередь таким лицом станет главбух, ведь именно он подписывает декларации и отвечает за ведение учета в организации.

Во-первых, вина как таковая вообще может отсутствовать. Ведь сколько известно случаев, когда налоговики доначисляют компаниям налоги необоснованно.

Во-вторых, даже если будет установлено, что недоимка перед бюджетом появилась в результате виновных действий – занижения налоговой базы, несдачи декларации, то совсем не обязательно, что именно главбух или директор будут признаны виновными.

рассчитывание прибыли

Смотрите: в статье 28 Уголовного кодекса РФ сказано, что в деянии нет вины, если человек не осознавал и не мог осознавать опасность своих действий, либо не предвидел и не мог предвидеть опасных последствий. Применительно к налоговым преступлениям это означает, что директор и главбух могли не осознавать и не догадываться в момент подписания декларации о наличии ложных сведений в ней, которые в дальнейшем привели к сокрытию налогов. Таким образом, подпись на декларации автоматически не делает человека виновным и главным ответственным за преступление.

Подтверждает такой подход к проблеме и ВАС РФ: любое должностное лицо, подписавшее декларацию, может и не иметь вины в том, что бюджет недополучил налоги с организации (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

В качестве примера приведу такой случай. В ходе проверки налоговики доначислили компании налоги на общую сумму в несколько миллионов рублей. Инспекторы установили, что несколько контрагентов компании – фирмы-«однодневки» и все расходы через них были фиктивными. Материалы проверки инспекция передала в милицию.

В ходе расследования сотрудники органов подтвердили, что уклонение от налогов действительно присутствует. Учет ведется по подложным документам. Однако виновными в таком учете были признаны не главбух и руководитель организации, а их замы. Заместитель директора в сговоре с заместителем главного бухгалтера регулярно перечисляли денежные средства в различные «помойки» под вымышленными предлогами и готовили для учета все необходимые документы.

Мой совет: при возбуждении уголовного дела или даже при одной только угрозе со стороны налоговиков передать материалы проверки в милицию четко определите степень вины каждого сотрудника, причастного к делу о появлении недоимки в организации, и постарайтесь выстроить четкую систему доказательств отсутствия их вины.

бухгалтер

к меню ↑

Если по результатам проверки у компании обнаружат недоимки перед бюджетом, то налоговики непременно оштрафуют организацию согласно Налоговому кодексу РФ. При этом абсолютно не важно, умышленно организация уклонялась от уплаты налогов или недоимка появилась вследствие непредумышленной ошибки.

В уголовном праве дело обстоит иначе. В нем предусмотрено две формы вины: умышленная и по неосторожности (Пункт 1 статьи 24 Уголовного кодекса РФ).

Если недоимка возникла по неосторожности, то действие лица, которое привело к образованию задолженности перед бюджетом, не будет считаться налоговым преступлением. Преступными будут считаться только те действия, которые совершены сотрудниками компании умышленно. Так, руководитель или главный бухгалтер должны преднамеренно внести в декларацию заведомо ложные сведения, уменьшающие налог. И только тогда их можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Отсутствие умысла легко проследить на следующем примере. Очень часто налоговики обвиняют компании в недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. Что произойдет, если при проверке инспектор обнаружит, что поставщик компании имеет признаки «однодневки»? Он немедленно снимет соответствующие расходы и вычеты, а также накажет компанию за грубые нарушения учета и за неуплату налога по статьям 120 и ст.

122 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем привлечь руководителя или главного бухгалтера к уголовной ответственности будет не так просто, даже если общая сумма недоимки по результатам проверки существенно превысит 500 000 рублей. Для этого следователям придется доказать, что должностные лица были в курсе, что имеют дело с «однодневками», и намеренно использовали их для снижения налогов. Только в таком случае избежать уголовной ответственности не удастся.

Если директор и главбух докажут, что вели учет в твердой уверенности, что все документы у них в порядке, а контрагенты вполне добросовестные налогоплательщики, то уголовного наказания не последует. Да, возможно имело место заблуждение, есть вина, но умысел в их действиях отсутствовал. А раз так, то состава уголовного преступления нет и ответственности, предусмотренной в Уголовном кодексе РФ, не последует.

Кстати, уголовная ответственность предусмотрена не только за действия, но и за бездействие. И если руководство организации специально, чтобы не платить налоги, перестанет представлять в инспекцию декларации, тогда директор с полным основанием может быть привлечен к уголовной ответственности.

Обратите внимание: если компания не сдает декларации, но еще до проведения проверки решит уплатить все налоги, в том числе и по несданным декларациям, то за налоговое правонарушение фирму к ответственности привлекут, а вот состава налогового преступления уже не будет. Поскольку фактической неуплаты в бюджет не произошло (Пункты 9 и 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

крупный размер нарушения

Наравне с виновностью умысел тоже устанавливается для каждого участника уголовного дела обособленно. Очень часто, например, бухгалтер может осуществлять действия, подпадающие под статьи Уголовного кодекса РФ по указанию руководителя, не имея сведений об истинных его намерениях. А бывает, что и учредитель дает определенные указания, которые главбух не может проигнорировать.

наличие одной вины в действиях сотрудников организации не повод для их уголовного преследования, обязательно также и наличие умысла в их действиях или бездействии. Поэтому в случае угрозы возбуждения уголовного дела постарайтесь определить, в какой степени правоохранительные органы смогут доказать умысел каждого возможного участника по делу о недоимки перед бюджетом. И даже если недоимка есть, а вот умысел в действиях, который привел к образованию этой недоимки, отсутствовал, то никаких уголовных преследований в отношении сотрудников компании не последует. Если умысел все же присутствовал, тогда избежать уголовной ответственности виновным сотрудникам компании будет сложно.

к меню ↑

Обстоятельства, исключающие вину

При решении вопроса о наличии умысла в совершении налогового преступления Пленум Верховного суда РФ в пункте 8 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 порекомендовал судам учитывать обстоятельства, исключающие вину в налоговом нарушении. Эти обстоятельства перечислены в статье 111 Налогового кодекса РФ и их перечень открытый.

к меню ↑

Криминологическая характеристика налоговой преступности и проблемы ее латентности

Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов.

Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

ведение расследования

Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

Предлагаем ознакомиться:  Страхование ответственности перевозчика в Москве. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика по низкой цене.

Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом.  Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

  • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
  • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

  • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
  • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

  1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
  2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

Обосновывая необходимость выделения налоговой преступности в качестве самостоятельного вида преступности, целесообразно опираться на позицию, в соответствии с которой преступления отличаются друг от друга по многим криминологическим параметрам.

Не учитывать этого — значит заведомо не иметь возможности целенаправленно и дифференцированно вести борьбу с различными проявлениями преступности. Ведь неоднородность преступлений требует и различных подходов в борьбе с ними.

К числу основных характеристик налоговой преступности большинство авторов относят состояние, динамику, уровень, латентность и структуру.

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России.

В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 г. по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в сфере статистики преступлений в области отечественного налогообложения.

Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство еже491 годно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

Судить об истинном состоянии налоговой преступности возможно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

  • значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
  • очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;
  • скрытая занятостьнаселения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
  • рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);
  • обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);
  • снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;
  • увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;
  • повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

Если говорить о латентности, то среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к экономическим преступлениям, на счет преступлений в сфере налогообложения следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений.

Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.

К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести изобретательность налоговых преступников; тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений; отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений; наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления.

Вышеприведенные показатели позволяют получить общее представление об уровне налоговой преступности.

Априори преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последним относится структура преступности.

Статистика свидетельствует о том, что преступные посягательства, направленные на уклонение от уплаты налога, составляют (в процентах от общего числа налоговых преступлений): на прибыль — 43,6, НДС — 28,4, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды, — 6,7, подоходного налога с физических лиц — 3,7, акцизов — 1,2, налога на имущество предприятий — 0,9.

Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет. Иные налоги также достаточно часто оказывались неуплаченными в результате преступных действий, однако это происходило преимущественно изза того, что они имели общий объект налогообложения с вышеуказанными обязательными платежами.

Преобладание преступлений, связанных с неуплатой налога на прибыль, объясняется уязвимостью механизма его исчисления, предусматривающего целый ряд исключений и изъятий, а также наличием льгот по его уплате, которые незаконно используются. В данном случае оказывает влияние и повышенный уровень корыстной мотивации у преступников — ведь удержание в своей собственности полученной прибыли и является их главной целью.

Основную налоговую нагрузку в Российской Федерации несут организации, поэтому наибольшее распространение получили преступления, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего числа числившихся на учете юридических лиц лишь 436 тыс. (16,6%) вносят платежи регулярно, 1,307 млн (49,8%) имеют задолженность перед бюджетом и около 787 тыс.

(29,9%) не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске. Практика показывает, что налоговые преступления совершаются в различных хозяйствующих субъектах независимо от форм их собственности. Однако следует отметить, что в организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80% таких преступлений.

Такая закономерность определяется тем, что право управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцами, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector