Помощь юриста
Назад

Ответственность ратэк за недопоставку груза

Опубликовано: 29.11.2019
0
1

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Документальная сторона вопроса

Итак, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что данная ситуация регулируется законом и договором. Если договор между поставщиком, перевозчиком и покупателем не заключен в письменной форме, тогда для решения спора берутся во внимание требования закона. Что же он нам говорит? Согласно норм закона именно виновная сторона, которая взяла на себя обязанность по транспортировке и не выполнила условия контракта, несет ответственность за такие нарушения.

Компания Руссо Логистикс помогает правильно составить все сопроводительные документы во избежание недоразумений и несчастных случаев в процессе перевозки.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).
Предлагаем ознакомиться:  Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Возникали ли в вашей практике сложные конфликты с транспортными компаниями из-за потерянных или поврежденных грузов? Как вы поступили и чем все закончилось? Поделитесь опытом в комментариях к этой статье.

Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые актуальные статьи о современной логистике и грузоперевозках.

Ответственность поставщика

Однако есть случаи, когда сам поставщик несет ответственность за нанесение такого ущерба. Это происходит тогда, когда доставку товара делает сам поставщик, не обращаясь к услугам транспортных компаний. То есть у него есть свой транспорт, квалифицированные кадры, техника, документальное оформление в штате.

Тогда контакт заключается с ними и в этой части предусматривается полная ответственность за такие действия. Если же контракт устный и доказать вину той или иной стороны сложно, тогда за претензией следует иск и уже суд будет разбираться в объективных обстоятельствах такого нарушения и устанавливать вину лиц.

Поэтому грамотное оформление документов играет в этом процессе большую роль. Оно помогает сэкономить затраты на оплату государственных пошлин, работу юристов в процессе взыскания сумм ущерба. Компания Руссо Логистикс радует клиентов качественным обслуживанием вот уже несколько лет. Доверяя свое дело ее специалистам, вы можете быть спокойны за качество подготовленных документов.

Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция водителя бензовоза

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Причины повреждения

Чаще всего специалисты выделяют несколько причин возникновения такой ситуации:

  • Неправильная транспортировка;
  • Нарушение правил упаковки и маркировки;
  • Некорректная информация о товаре, который подлежит перевозке;
  • Случайное повреждение персоналом;
  • Фактическая недостача (утруска, усушка, испарение и так далее).

Ответственность ратэк за недопоставку груза

При таких случаях ответственность за последствия несет транспортная копания, по вине которой произошел такой случай. Ответственность заключается в выплате неустойки, размер которой устанавливается договором в процентном соотношении к тому объему, который должен был быть поставлен.

При осуществлении международных перевозок транспортной компанией, которая нарушила контракт таким образом, именно ей необходимо будет возмещать ущерб. Для этого пострадавшее лицо подает претензию в письменном виде с мотивированным заключением, которое подтверждает нарушение и право на возмещение именно этого лица. Обычно в качестве этого используются документы, подтверждающие право собственности на груз.

Для правильного составления претензии специалисты учитывают сумму, которая была указана клиентом в качестве оценки груза. Ее учитывают для выплат пострадавшей стороне на протяжении месяца со дня получения заявленной претензии транспортировщиками.

Часто компании страхуют свой груз от непредвиденных ситуаций. Для этого заключается специальный контракт и выплачивается определенная сумма страховки, которая при возникновении такого случая выплачивается страховой компанией пострадавшему лицу. Однако для такого возмещения необходимо:

  • Заключить контракт с четко прописанными в нем страховыми случаями и размером возмещения;
  • Зафиксировать страховой случай с размером убытков (фиксация аварии в ГАИ, составление акта пожарными службами при пожаре, постановление о возбуждении уголовного дела в случае кражи);
  • Направить претензию страховой компании.

Если же речь идет о международной перевозке, тогда важным фактором в таком возмещении является заполнение декларации на объявленную ценность товара или же страховка груза. В этом случае именно международная логистическая компания выплачивает все издержки.

Таким образом, поставка товара имеет массу рисков и правильное обслуживание логистов помогает избежать потери, порчи грузов, а также возмещения огромного ущерба. Компания Руссо Логистикс помогает избежать таких неприятностей, предоставляя услуги высокого качества.

На что обратить внимание?

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Предлагаем ознакомиться:  Субсидиарная ответственность при банкротстве

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно. Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector