Помощь юриста
Назад

Привлечение публично правовым образованием банковских кредитов

Опубликовано: 27.08.2019
0
14

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации

Под кредитом вообще понимаются отношение между кредитором и заемщиком, при котором кредитор передает заемщику деньги или вещи, а заемщик обязуется в определенный срок возвратить такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. Слово кредит происходит от латинского creditum — долг, ссуда;

credere — доверять. В толковом словаре Владимира Даля понятие «кредит» означает доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок1. В настоящее время данное понятие сохранило свое основное значение и определяется, как ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Как экономическая категория, кредит представляет собой экономические отношения, возникающие по поводу перераспределения временно свободных материальных и денежных средств на условиях возвратности и платности.

Традиционно кредит подразделяют на частный (банковский кредит, коммерческий кредит, потребительский) и публичный . При этом обязательным субъектом правоотношений по публичному кредиту является публично-правовые образования (государство или муниципальные образования).

Несмотря на схожесть кредитных отношений по публичному и частному кредитам, основанную, в первую очередь на принципах кредитования (срочность, возвратность и возмездность), названные формы кредита имеют и существенные различия. Одним из основоположников теории государственного кредита В.Н. Твердохлебовым назывались основных отличия государственного и частного кредитов: 1.

этический характер обязательств; 2. возможность вечных долгов; 3. отсутствие специальных обеспечений. Покачаловой Е.В. выделяются следующие отличия публичного и частного кредитов. 1) Главная особенность публичного кредита — непроизводительное использование капитала. Средства, полученные публично-правовыми образованиями, не участвуют в производстве материальных ценностей, а идут на погашение дефицита бюджета.

2) В отношениях по публичному кредиту всегда преобладает верховенство публично-правового образования, даже при условии, что оно является должником (заемщиком). 3) Государство (муниципальные) образования, учитывая их роль, как правило, заключают долгосрочные займы без предоставления обеспечения. 4) При частном кредите кредитный договор (договор займа) заключается на условиях равенства сторон. Однако, при договоре публичного (обычно государственного) кредита иногда имеет место принуждение к заключению договора.

Вместе с тем, полагаем что, указанные Покачаловой Е.В. особенности характерны лишь для такой части публичного кредита, как публичный долг. Условия заимствований государством и его территориальными образованиями не устанавливаются единолично публично-правовым образованием, а диктуются, прежде всего, рынком.

Публичный кредит представляет собой совокупность правоотношений по государственному и муниципальному кредиту. Существование термина «публичный кредит» представляется обоснованным в связи с общностью основ и принципов государственного и муниципального кредитов, которые отмечаются многими авторами1 и будут рассмотрены более подробно ниже.

В российском праве понятие государственный кредит включает в себя отношения, в которых стороной выступают Российская Федерация или субъекты Российской Федерации, а муниципальный кредит -правоотношения, сторона которых — муниципальные образования. Интересно отметить, что право некоторых зарубежных стран, в частности, США термин «муниципальный» применяет и к правоотношениям, в которых участвуют такие государственные образования, как штаты .

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если на работе случился выкидыш

Первый вопрос, с которым мы сталкиваемся при рассмотрении кредитных правоотношений это соотношение понятий «заем и «кредит».

При этом стороной кредитного договора может быть только кредитная организация. Следует отметить, что законодатель не проявляет, последовательности при выделении такого вида займов, как кредит. В случае желания законодателя отграничить банковский заем от займов иного вида, остается непонятным выделение товарного и коммерческого кредитов, которые, по логике вещей, должны были быть торговым и коммерческим займами, так как не предусматривают обязательного участия кредитной организации в качестве кредитора (заимодавца).

Понятие публичного кредита Гражданским кодексом РФ также не устанавливается, хотя Гражданский кодекс РФ в статье 8172 отдельно выделяет договор государственного займа. Тем не менее, следует отметить, что договор государственного займа, согласно названной статье, заключается только путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Такие вопросы как право государства на заимствования, цели заимствований, их экономическая оправданность и юридическое оформление, стратегия, тактика и последствия долговой политики государства, оправданность в перспективе и ответственность перед будущими поколениями на протяжении последних нескольких столетий вызывали острые дискуссии и прямо противоположные мнения.

Первый подход долгое время был господствующим. Согласно нему государственный кредит рассматривался как зло, которое угрожает основам государственного хозяйства и даже государственному существованию. Государственный кредит признавался случайным, болезненным явлением в сфере государственного хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Теоретики физиократической школы, которые, как их противники меркантилисты, являются представителями предклассической школы экономической теории, считали, что государство посредством займов «отнимает денежные средства от продуктивных секторов экономики и тем самым отрицательно влияет на экономическое развитие страны2».

Предлагаем ознакомиться:  Сокращение сотрудника у которого ребенок инвалид

Монтескье3, являясь приверженцем данного подхода в своем знаменитом труде «О духе законов» высказывал такие основания отрицательного отношения к государственному кредиту, или, по его словам, «неудобства»: — если в руках иностранцев находится много бумаг, представляющих долг, они ежегодно извлекают из страны значительные суммы в виде процентов;

Такого же осторожного мнения придерживались и представители классической политической экономии Д. Рикардо1, А. Смит2, а также многие их последователи. В государственных долгах они видели лишь крайнее средство, которым можно пользоваться при отсутствии других возможностей, например, для спасения существования или чести всего государства.

По их мнению, для страны выгоднее покрывать всякие чрезвычайные расходы, не исключая и расходов на ведение войн, за счет прямого увеличения налогов, чем прибегать к кредиту. Они считали, что население само должно нести бремя по погашению своих долгов, а не перекладывать их в виде налогов на последующие поколения.

Лидер современного монетаризма, лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридмен допускает возможность заимствований, по крайней мере, в двух случаях: для финансирования избыточного потребления и для использования денег в качестве производственного ресурса, но считает, что и то, и другое непродуктивно3.

Второе направление придерживалось противоположного мнения: его представители были полны восторженного поклонения перед этой новой силой, вооружившей государственные финансы так же, как порох вооружил государственные армии. Государственный кредит признавался тем философским камнем, над изобретением которого трудилась без всякого успеха средневековая алхимия.

В свою очередь классикам политической экономии возражали представители исторической школы в Германии, которые не подвергали сомнению возможность и целесообразность государственных заимствований, а анализировали вопросы целей, пределов и последствий государственной долговой политики.

Наиболее подробно и аргументировано основные принципы кредитного финансирования государственных расходов сформулировал в конце XIX века немецкий экономист Адольф Вагнер. Его идеи оказали значительное влияние на развитие современной теории государственного долга2. Все расходы государства, согласно взглядам А.

Вагнера, разделяются на две группы: постоянные, которые финансируются только за счет налогов, и чрезвычайные (например, расходы на ведение военных действий), которые в основном финансируются за счет государственных займов, что позволяет избежать повышения налогового бремени в чрезвычайных обстоятельствах.

Предлагаем ознакомиться:  Требования обеспечения банковской гарантии

С наступлением «кейнсианской революции» в экономической науке вопросы государственного кредитного финансирования вышли на один из первых планов. Дж. Кейнс придавал большое значение государственной задолженности как одному из эффективных инструментов экономической и финансовой политики государства3.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Третий подход — примиренческий или, иными словами нейтральный. Его выразитель — Фр. Небениус, автор первого систематического исследования публичного кредита, писал: «никто не будет утверждать, что государственные долги являются для нации благодеянием и что государство потому должно заключать займы и растрачивать полученные таким образом средства, чтобы таким образом создать благодеяния для народа…

Правовое регулирование государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетной палатой субъекта Российской Федерации : на примере контрольно-счетной палаты МосквыПлатонов Андрей Владимирович

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации : на примере Московской областиСумин Михаил Михайлович

Правовое регулирование доходов бюджета субъекта Российской Федерации : на примере Карачаево-Черкесской РеспубликиДышекова Ариза Сагдудиновна

Правовое обеспечение финансовой деятельности субъектов Российской Федерации :На примере г. Москвы Сомина Елена Игоревна

Государственная защита прав детей в субъектах Российской Федерации : На примере деятельности Правительства МосквыВолкова Светлана Вадимовна

Организационно-правовое обеспечение бюджетного контроля на уровне субъекта Российской ФедерацииАлексеева Елена Сергеевна

Правовое обеспечение бюджетного контроля в субъектах Российской Федерации : на примере Северо-Кавказского федерального округаГусейнов, Артур Омарович

Институт государственной службы в субъекте Российской Федерации : на примере Чеченской РеспубликиАхмадов Казбек Лом-Алиевич

Административно-правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации : на примере топливно-энергетического комплексаДемидов Игорь Леонидович

Административно-правовые аспекты правового регулирования таможенного дела на арендуемых Российской Федерацией территориях : на примере комплекса «Байконур»Некрасов Владимир Анатольевич

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector