Помощь юриста
Назад

Санэпиднадзор по-прежнему на страже соблюдения прав граждан

Опубликовано: 22.12.2019
0
2

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Согласно статье 1 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения означает состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Для охраны здоровья населения установлены санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 2 Закона).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В качестве существующих примеров санитарно-эпидемиологических требований можно привести:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; или
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

В качестве существующих примеров гигиенических нормативов можно привести:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12 июля 2011 года № 100 «Об утверждении ГН 2.2.5.2893-11 «Предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения кожных покровов вредным веществами»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 сентября 2010 года № 111 «Об утверждении ГН 2.2.5.2729-10 «Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения мышьяком незащищенных кожных покровов».

Предмет санитарно-эпидемиологического надзора

Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Санэпиднадзор по-прежнему на страже соблюдения прав граждан

Проверки могут быть плановые и внеплановые, документарные и выездные (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

По результатам проверки оформляется акт проверки.

Предлагаем ознакомиться:  Договор пожизненной ренты на квартиру и ее наследники: можно ли оспорить после смерти собственника, расторжение договора рентополучателя, признание недействительным

Ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя после проведения санитарно-эпидемиологического надзора

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.

В качестве примеров можно привести:

  • Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 года № 775;
  • Административный регламент по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 года № 656.

Необходимо также отметить, что хотя к санитарно-эпидемиологическому надзору применяются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако их применение должно осуществляться, учитывая особенности, установленные Законом № 52 и Федеральным законом № 3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения».

Организацию государственного надзора осуществляют:

  • Руководитель Роспотребнадзора — главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;
  • Заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, — главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства;
  • Руководители структурных подразделений — главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Осуществлять государственный контроль также вправе заместители и специалисты вышеуказанных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

Права государственных органов при проведении санитарно-эпидемиологического надзора

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль, имеют право (статья 50 Закона № 52):

  • Проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
  • Беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • Проводить отбор для исследований проб и образцов;
  • Составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли оформить доверенность на получение посылки

При проведении проверки в рамках санитарно-эпидемиологического надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):

  • Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • Получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
  • Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Например, статья 6.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в размере до двадцати тысяч рублей на юридическое лицо.

В частности, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей статья 236 Уголовного кодекса предусматривает в том числе ответственность в виде ограничения свободы на срок до одного года.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора

Государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора (Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»):

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, за исключением государственного надзора, осуществляемого органами государственного надзора, указанными в подпунктах «б» и «в» ниже;
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • Структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции.
Предлагаем ознакомиться:  По закону о защите прав потребителей претензии рассматриваются в течении

Результаты надзора

В случае выявления нарушений в результате проведения санитарно-эпидемиологического надзора органы государственного контроля:

  • Выдают обязательные для исполнения предписания в случае выявления нарушений. Предписания выдаются на основании акта проверки;
  • Привлекают к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации;
  • Направляют в правоохранительные органы и органы прокуратуры материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • Обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушениях законодательства Российской Федерации;
  • Участвуют в рассмотрении судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Субъекты санитарно-эпидемиологического надзора имеют право обжаловать результаты государственного контроляследующим образом:

  • Представить письменные возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания в целом или их отдельных положений в течение 15 дней.
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.
  • Постановление по делу об административном нарушении может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector