Помощь юриста
Назад

Как создать суверенное государство

Опубликовано: 08.11.2019
0
6

Введение

Суверенное государство — что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.

Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, — народ и его интересы.

Определение

Суверенитет — термин, который часто трактуют неправильно[4]. К XIX века расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные»[5][6]. Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН, Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом[7][8].

В повседневной современном употреблении сроки «страна», «нация», и «государство» часто используются так, будто они синонимы, но при более строгом их рассмотрении их следует различать:

  • Нация — этническая общность (этнос) с общим языком и самосознанием (как личным чувством «национальной идентичности» так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически может использоваться как синоним термина народ.
  • Государство же обращается ко всему имеющемуся комплексу управляющих и вспомогательных институтов, имеющих суверенитет над определённой территорией и её населением.

Суверенитет — термин, который часто трактуют неправильно[3]. К XIX веку расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные»[4][5]. Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также значение другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН, Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом[6][7].

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Признание суверенности государства

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным[12]. Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Как создать суверенное государство

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые[13]. В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанной в качестве суверенного[14].

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией.

Например, Суверенный военный Мальтийский орден, который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН, имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами[15].

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным[11]. Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые[12]. В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанно в качестве суверенного[13].

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией.

Предлагаем ознакомиться:  Квартира приобретена на средства выделенные государством

Например, Суверенный военный Мальтийский орден, который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН, имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами[14].

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

Суверенное государство: примеры стран

Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет.

Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Как создать суверенное государство

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство.

Частично признанные государства

Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.

При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.

К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.

Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.

  • Армения. Не признается Пакистаном.
  • Израиль. Не получил признания у многих мусульманских и арабских стран.
  • Кипр. Не признан Турцией.
  • КНР. Не признается странами, которые поддерживают Китайскую Республику.
  • КНДР. Признать независимость страны отказывается Франция, Япония, Эстония и Республика Корея.
  • Республика Корея. Не признана КНДР.

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

Введение

В Древних Греции и Италии понятие суверенитета не было необходимым потому, что государству не противостояла никакая другая претендовавшая на власть сила.

Иным в средние века было положение государства на территории Западной Европы. В этот период оно встретилось с тремя противостоящими ему силами, а именно:

  • с католической церковью,
  • «Священной Римской империей» и
  • крупными феодалами.

Действие этих трех сил в разные периоды средневековой истории не было равнозначным, но все они противостояли государственному верховенству.

Именно с задачей преодоления влияния церкви, Римской империи и сепаратизма крупных феодалов и было связано возникновение необходимости теоретического обоснования специфических особенностей не просто власти, а власти государства, олицетворенной монархом. Это было характерно для периода распада феодализма, когда под властью королей происходило объединение народов, ранее подчинявшихся своим суверенам.

В условиях борьбы и соревнования различных властных сил возникла идея наделения правом верховенства монарха, возглавлявшего эти образования.

В этот-то период истории появляется работа Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576), в которой он определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, т.е. «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными». Характерно, что конструкция Ж. Бодена означала лишь несвязанность государства никакой другой властью, но ее нельзя толковать как несвязанность самого государства какими-либо правилами. Ж. Боден не допускал возможности произвола со стороны государства. Напротив, введение понятия суверенитета, а затем и его становление были направлены против множественности властей.

Введение понятия суверенитета знаменовало победу одной власти над другими, также претендовавшими на верховенство в пределах одной и той же территории.

Рассматривая становление понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически был связан с идеей единства подчиненного суверену народа, иными словами — с идеей, что народ, объединенный в государстве, нуждается в суверенной власти.

В работах Т. Гоббса, написанных более чем через столетие после работ Ж. Бодена, государство уже рассматривалось как результат договора между людьми, как проявление действия «естественного закона», кладущего конец догосударственному периоду, когда была естественна «война всех против всех», в понятие суверенитета были внесены элементы демократии. Именно Т. Гоббс, можно считать, положил начало понятию народного суверенитета, или, точнее говоря, суверенитета народа. Именно суверенитет народа, по Гоббсу, являлся основой правомерности существования в государстве власти как института, производного от народа. Таким образом, Гоббс положил начало выведению государственной власти из суверенитета народа, т.е. рассмотрению суверенитета как источника или, лучше сказать, основания любой государственной власти. Отсюда уже логически вытекала мысль, что государственная власть не может быть неограниченной. Она имеет своим пределом спокойствие объединенных государством граждан.

Как создать суверенное государство

Современная политическая мысль исходит из того, что государство может считаться суверенным только тогда, когда

  1. оно реализует волю народа и
  2. когда его система управления демократична.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Этот фактор имеет принципиальное значение. Ведь если государство не опирается на демократически организованное общество, то оно не может быть признано суверенным в том смысле, что оно не является носителем суверенитета народа, выражающегося в праве народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу.

Предлагаем ознакомиться:  При межевании выяснилось, что соседи залезли на мой участок

Хотя суверенным может быть признано только государство демократическое, это государство в определенной мере в общих интересах может и, более того, обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действия отдельных юридических и физических лиц, мешающих демократическому развитию общества и нарушающих права граждан.

Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным.

Суверенитет проявляется в единстве (т.е. нераздельности), независимости и верховенстве государственной власти. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять присущие ему функции на всей своей территории и за ее пределами.

Независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов (во взаимоотношениях с другими государствами).

В науке международного права сформулированы три концепции соотношения международного и внутригосударственного права:

  1. дуалистическая;
  2. примата международного права;
  3. примата внутригосударственного права.

Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного.

Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств.

Позиция, высказанная профессором С.В. Черниченко: «Международное право и внутригосударственное право — различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях».

В Конституции РФ нет положения о ее изменении в связи с международно-правовыми актами, договорами, в том числе содержащими нормы, противоречащие Конституции. Пункт 1 ст. 15 гласит, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Толкование п. 1 ст. 15 Конституции РФ дало основание профессору Г.А. Карташкину заключить, что «новая Конституция России (1993 г.), признавая приоритет международного права над внутренним законодательством, не распространяет это верховенство на Основной закон страны».

Признаки суверенного государства

Как создать суверенное государство

К признакам суверенного государства относят:

    1. территориальное верховенство государства (верховенство государственной власти);
    2. независимость государства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Характеризующие суверенитет два его юридических признака — территориальное верховенство и независимость государства — неразрывно связаны между собой, взаимно предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Это две стороны одного и того же явления — государственного суверенитета.

Формы реализации народного суверенитета

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспа­ривает.

Введение

Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи­мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис­пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти­телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото­рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди­ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе­чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело — выдви­жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ­но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со­става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре­зультате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуяправо на самоопределение и опираясь на исторические корни, объявили о своей независимости.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите­лем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные ин­тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов­но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг­нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на­селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци­ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу­дарстве под разговоры о народовластии возможны репрес­сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода­ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ­ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми, — здесь коре­нится и определенная возможность манипулирования интереса­ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль­ных тиранов.

Народ осознает себя носителем суверенитета толь­ко в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Предлагаем ознакомиться:  Статус памятной медали за заслуги союзного государства

Суверенитет народа, или народный суверенитет, — это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. В силу естественного пра­ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже­ния конституционного строя.

Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры.

Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото­рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче­ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва­тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо­дой народа и его полновластием.

Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи­ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта­турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, иэта защита обеспечивается всем конституционным строем госу­дарства.

Право на сопротивление — это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него.

Осуществление народного суверенитета происходит в двух формах:

    • не­посредственно (референдум и свободные выборы);
    • через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу­ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле­изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу­ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются.

Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави­тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз­можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Порядок проведения референдумов в РФ установлен Федеральным конституционным за­коном «О референдуме РФ». Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формирова­нии органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, ко­гда являются свободными, предоставляют гражданам возмож­ность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове­дения выборов, образует избирательное право, являющееся со­ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти­туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные.

Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го­сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу­циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли­вается выборными органами местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп, кроме указанных в конституции, — конституци­онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от­зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права при­зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав­ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Концепции соотношения международного и внутригосударственного права

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу­меется, народ более непосредственно определяет законодатель­ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби­раются гражданами. Однако воля народа остается системообра­зующим фактором также дляисполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель­ными органами или выборным главой государства. Это, разуме­ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

суверенное государство

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона­лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани­тельные органы, специализированные учреждения во многих об­ластях.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCp9pOdEFGMTdQ-jQlYzaZQg

Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче­ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг­рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав­ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо­кратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата — важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот­ветствующими полномочиями выборных органов государства.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector