Помощь юриста
Назад

Ответ на претензию — сроки по закону

Опубликовано: 21.10.2019
0
3

Какие споры в связи с нарушением сроков рассматривают суды

Если четкого срока по конкретным правоотношениям в законе или договоре нет, при оценке срока ответа потребителю используют понятие «разумный срок». Его соблюдение/несоблюдение — частый предмет спора в судах.

Так, ВС РФ рассмотрел кассационную жалобу потребителя с требованием отменить акты судов предыдущих инстанций. Заявитель счел, что суды неправомерно снизили размер неустойки. Истец приобрел телефон и в рамках гарантийного срока выявил недостатки. Он обратился с претензией к продавцу. Тот вернул денежные средства после рассмотрения претензии.

По мнению истца, компания нарушила срок ответа на претензию по закону о защите прав потребителей. Кроме того, ответчик заявил ходатайство о снижении суммы неустойки после объявления резолютивной части решения суда первой инстанции. В результате ВС РФ направил дело на новое рассмотрение для детального исследования времени заявления ходатайства ответчика. При этом ни одна инстанция не оспаривала права истца на неустойку (определение ВС РФ от 12.12.2017 №32-КГ17-35).

В другом деле ВС РФ поддержал ответчика. Ответчик по делу подал кассационную жалобу. Он занимался импортом товаров на территорию РФ. Истец приобрел у компании-ответчика телефон и через несколько дней обнаружил неисправность камеры. Потребитель направил претензию и потребовал возврата денег, а также организации проверки товара с предварительным уведомлением о проверке.

Суды первой и апелляционной инстанции приняли решения назначить неустойку, так как ответчик не организовал проверку качества телефона в присутствии потребителя и потребовал возвратить товар. ВС РФ не согласился с их выводами. Суд указал, что ответственность импортера наступает в случае его виновного поведения.

Под претензией понимается письмо, направленное в адрес контрагента, для уведомления его о необходимости исполнить обязательство, согласованное сторонами. Имеет место такое требование в случае просрочки исполнения договоренностей в назначенное время.

Соблюдение периода ответа на претензию имеет значение на законодательном уровне для последующего предъявления ходатайства об удовлетворении жалобы кредитора в суде и предоставлении ему имущественного возмещения.

Дополнительно читайте: сроки ответа на письменное обращение граждан.

Заявителю, как и ответчику, важно помнить, что каждая претензия уникальна и может требовать выявления дополнительных причин нарушения или экспертизы в случае с ненадлежащим товаром или страховкой по ОСАГО. Поэтому Гражданским Кодеком вводится понятие разумного срока – временного отрезка обратной связи, подкрепленного обстоятельствами.

Например, при «молчании» ответчика потребитель может написать исковое заявление в суд. Однако вторая сторона может сослаться на разумный период, предоставив доказательства для задержки обратной связи.

Тридцать дней (или месяц)

  • почтовым отправлением;

  • почтовым денежным переводом,

  • которые были осуществлены в пределах одного населенного пункта.

Если по каким-то причинам претензия удовлетворена, но лишь в части, или же оператор почтовой связи вообще отказался удовлетворять требования клиента, или же если просто прошло пять дней, а реакции никакой не последовало, то жертва почтовой связи с чистой совестью может обращаться в суд (арбитраж или общей юрисдикции).

Досудебное урегулирование споровДосудебное урегулирование споров

Казалось бы, несерьезный срок – пять дней, но пренебрегать им не следует. Помните, что несоблюдение претензионного (он же досудебный) порядка, обязательного в силу закона (а так оно и есть, см. ст. 55 закона о связи) повлечет за собой:

Предлагаем ознакомиться:  Куда жаловаться на судебных приставов и как правильно составить жалобу

  • возврат искового заявления;

  • оставление без рассмотрения – если иск уже принят к производству.

Это срок, отведенный законом для ответа на претензии, в частности, по поводу качества туристского продукта. Имеются в виду претензии клиентов туроператору по поводу, например, непредставления надлежащей информации о турпродукте и (или) исполнителе, вреда, причиненного потребителю (его жизни, здоровью, имуществу) вследствие этой неполной или недостоверной информации; реализации дефектного турпродукта, не отвечающего стандартам качества и безопасности, нарушения договорных сроков и т.п.

Также десятидневный срок отведен для того, чтобы страховщик отреагировал на претензию по выплатам по договору ОСАГО – этот срок будет применяться до 1 января 2019 года, после этого будет применяться порядок, установленный законом об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. 

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Законодатель отводит 15 дней на получение ответа на претензию по назревающему спору по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации фирмы (и организации вообще) или предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛа). Напомним, что обращаться с жалобой по этому поводу необходимо в вышестоящий регистрирующий орган – и только после этого можно обращаться в суд и (или) в соответствующий вышестоящий федеральный орган.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЖКХ

Это классический срок, применимый в том числе во взаимоотношениях с органами власти. Так, жалоба и, вообще, любое письменное обращение, поступившее в орган госвласти, местного самоуправления или же уполномоченному должностному лицу рассматривается в именно в течение 30 дней, считая со дня регистрации такого обращения. Исключение составляют случаи, когда претензия связана с нарушением миграционного законодательства – тогда применяется срок в 20 дней.

  • с экспедиторами;

  • о правомерности решений (требований, актов) налогового органа;

  • об изменении, расторжении договора, в т.ч. банковского счета;

  • связанным с заключением поставок для гос- и муниципальных нужд;

  • по поводу авиа-, ж/д-, автоперевозок, а также морских и внутренних водных;

  • о качестве почтовых услуг (если речь не идет об отправлениях в пределах одного и того же населенного пункта);

  • о нарушении исключительных прав. 

Договорная работаДоговорная работа

Кстати, и по большинству претензий, которые в силу закона не являются обязательными, классическим сроком для получения ответа считается 30 дней – если, конечно, иное не вытекает из сути отношения или не указано в договоре. 

ВЗЫСКАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Какой срок ответа на претензию есть у ответчика?

find_in_page Статьи по теме

(кликните, чтобы открыть)

Ответ на претензию — сроки по закону? 30 дней со дня поступления жалобы – такой период указан в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Однако все зависит от характера и содержания жалобы. В зависимости от того, недоволен ли покупатель оказанными услугами и товаром, нарушены ли права по договору или недовольство касается страхования, установлены определенные временные отрезки.

Предлагаем ознакомиться:  Как вступить в наследство если пропущен срок

Срок ответа на претензию по защите прав потребителя устанавливается исходя из сути письма. Это может быть:

  • Бракованная вещь;
  • Устранение дефектов;
  • Возврат денежных средств.

Время для замены товара соответствует 7 дням при том, что брак выявлен при визуальном рассмотрении.

Если требуется заменить технику или другое сложное устройство, то сначала понадобится провести диагностику на выявление заводского брака, а не ненадлежащего обращения. В этом случае время увеличивается до 20 дней.

Отсутствие товара для замены разрешает увеличить период до 1 месяца.

Ответ на претензию — сроки по закону

Обратный контакт по устранению неполадок и поломки допускается в течение 45 суток, но для этого должно быть составлено отдельное соглашение.

Выход на контакт по заявлению о возврате денег составляет 10 дней.

В адрес юридического лица направляют письма, если есть несоблюдения по исполнению договора или некачественно оказанной услуги. В данном варианте промежутки времени прописаны в ГК РФ. Так, заявления о нарушении правил договора рассмотрят максимум за 15 рабочих дней. Отсутствие выплат или неоказание услуг требует 10-дневной обратной связи. Срок ответа на претензию юридического лица по поводу ненадлежащего сервиса и выплаты неустойки исчисляется 1 месяцем.

Соглашения, заключенные между юрлицами, могут нарушаться одной из сторон. В таком случае ГК РФ предусматривает 1 месяц на обратную связь. Это касается грузоперевозок. При несоблюдении договоренностей срок ответа на претензию по договору поставки составит 30 суток без учета выходных.

Требования по ОСАГО

Отсутствие выплат по обязательной автостраховке часто является предметом обращения автолюбителей. И здесь довольно сжатое время: всего 5 суток на обратное письмо. Если срок ответа на претензию по ОСАГО истек, то можно обращаться в судебные инстанции.

Содержание претензии

Документ составляется в письменной свободной форме, требований к его оформлению или содержанию законом не установлено.

Ответ на претензию — сроки по закону

Обязательно прописываются такие моменты как:

  • наименование и ФИО заказчика, покупателя, адрес нахождения, контактные данные – телефон, электронная почта и др.;
  • полное название или имя исполнителя, для юридических лиц – ИНН, ОГРН, адрес расположения;
  • основание – договор или кассовый чек, на основании которых исполнено обязательство;
  • указание на обнаруженные недостатки и требования устранить дефекты, заменить товар, вернуть средства в связи с возвратом;
  • выделенный срок для устранения нарушений;
  • подпись и дата заявителя.

Бумагу следует скопировать и на дубликате проставить отметку о получении письма уполномоченным представителем другой стороны. Юридические лица проставляют синюю печать. Это подтверждение потребуется в последующем в случае предъявления требования в суд.

Какие споры в связи с нарушением сроков рассматривают суды

В случае, если исполнитель дал отрицательный ответ по результатам рассмотрения жалобы или проигнорировал требования, то он вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Уведомление о предъявлении такой жалобы магазину или другому субъекту, предоставляющему услуги или товары, может стать обязательным в случаях:

  • если такое условие прописано в основном договоре как основное;
  • когда порядок предусмотрен по закону.
Предлагаем ознакомиться:  Акт списания материальных ценностей

В случаях, если присутствует один из этих случаев и отсутствует доказательство направления претензионного письма в адрес контрагента с указанием срока исполнения, то суд отказывает в принятии иска. Причина указывается как несоблюдение порядка обращения за решением вопроса через органы правосудия.

Решение вопроса в претензионном порядке на практике означает подготовку к судебному разбирательству. От того, как сложиться ситуация с партнером на этом этапе, во многом зависит окончательное заключение по делу. В связи с этим важно юридически верно составить документ и подготовить все материалы для успешного завершения. Срок рассмотрения жалобы при этом имеет существенное значение.

Что значит – ответ в разумный срок?

Указание на разумный срок получения ответа содержатся в Гражданском кодексе, в АПК и ГПК, применимо к спорам, связанным с расторжением договоров аренды, найма и о выселении. Разумный срок конкретно нигде не обозначен, да и вряд ли возможно однозначно определить, что или кто может считаться разумным.

  • характера рассматриваемого обязательства;

  • сложившихся взаимоотношений сторон;
    доказанных условий исполнения, влияющих на возможность своевременного исполнения.

Иначе говоря, степень разумности во многом зависит от того, что сочтет разумным конкретный судья. Сложившиеся обычаи бизнес-сообщества полагают неразумным любой срок свыше месяца, хотя возможны и варианты. Например, полагаем, что по договору поставки разумным можно считать срок исполнения от дня заключения договора с поставщиком плюс время на транспортировку товара до поставщика.

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ДОГОВОРУ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Заключение

Ответ на претензию — сроки по закону

Основными нормативными актами нарушения прав потребителей являются «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский Кодекс», закон «О связи». Ссылаясь на них, можно и нужно отстаивать свои интересы в досудебном порядке и делать это в письменной форме в виде письма. Только в этом случае можно дождаться удовлетворение требований и быть защищенным в своих правах законом.

Дополнительно у читателя есть возможность изучить информацию о том, как проводится проверка патента на готовность.

Претензия по качеству товара

Тут такая тонкость: исходя из формального прочтения закона о защите прав потребителей, продавец (изготовитель, исполнитель) вообще-то не обязан отправлять ответ на вашу претензию. Обязанность реагировать на письменные обращения возложена на властные органы (государственные и муниципальные), а также на должностных лиц (см. ст. 1 закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ).

Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) куда существеннее: в определенные сроки исполнить ваши требования.

Так, на возврат денежных средств отведено 10 дней, на обмен некачественного товара – от недели до месяца. Но отправка претензии способом, который позволит впоследствии подтвердить дату такой отправки, крайне важна для того, чтобы подсчитать неустойки (пени), которые начисляются за каждый день просрочки, и для того, чтобы взыскать штраф за неисполнение требований добровольно (а это 50% от присужденных в итоге сумм).

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector