Помощь юриста
Назад

Сроки повышения квалификации у рабочих профессий

Опубликовано: 29.10.2019
0
3

Если сотрудник проходит повышение в другом регионе

В соответствии с частью 7 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. № 1440 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2011 г., регистрационный № 20708).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2013 г.
Регистрационный № 29322

Приложение

Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513)

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

Примечание. В графе «Квалификация» для профессий рабочих указаны присваевыемые по результатам профессионального обучения квалификационные разряды; для должностей служащих — категории, классы квалификации.

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый Закон об образовании (кроме отдельных положений). В связи с этим установлен перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Прежний список профессий профессиональной подготовки утрачивает силу.

Новый перечень, в отличие от предыдущего, включает также должности служащих. Всего — 142.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Теперь по каждой профессии и должности указана присваиваемая квалификация. В прежнем списке такого не было. Сохраняется деление профессий на 2 категории (общие и по отдельным отраслям).

Со 184 до 175 уменьшается число профессий, общих для всех отраслей экономики. Исключаются водитель транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; гидрометрист; кондуктор; контролер контрольно-пропускного пункта; лаборант индивидуального дозиметрического контроля; охранник; промышленный альпинист; частные детектив и охранник.

Изменения касаются и профессий по отдельным отраслям. Так, сокращается их количество в сфере строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ (со 168 до 154). Исключаются комплектовщик строительных материалов, изделий и оборудования; строительный маляр; монтажник микропроцессорной и волоконно-оптической техники, а также каркасно-обшивных конструкций.

В новый список не вошли машинисты следующей техники: заливщика швов; машины для укладки дорожных бордюров; машины для устройства защитных шероховатых слоев дорожных покрытий; мобильного комплекса, оснащенного агрегатами для приготовления растворов и цементобетонных смесей; ремиксера; ресайклера (холодного);

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
  • Повышение квалификации персонала;
  • Переподготовка;
  • Подготовка.

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Сроки повышения квалификации у рабочих профессий

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

Если обучение проходит в другой местности, то поездка сотрудника должна оформляться в виде служебной командировки.

В этой ситуации должен быть оформлен следующий ряд документации:

  • Приказ с подписью руководителя о том, что сотрудник направлен в командировку;
  • Служебное задание;
  • Удостоверение о командировке;
  • Бланк отчета о выполнении служебного задания.

Вся документация должна быть оформлена на утвержденных типовых бланках.

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Прохождение сотрудником повышения квалификации нужно оформить документально. Как это сделать правильно, поговорим сейчас.

Вначале нужно принять от сотрудника заявление о переосвидетельствовании его профессионального уровня на основании полученных им документов.

Как только заявление будет получено, создают квалификационную комиссию и проверяют знания сотрудника. После заключения, вынесенного комиссией, издается приказ о повышении категории конкретного сотрудника. Ознакомившись с приказом, сотрудник ставит свою подпись.

В течение 7 дней сотрудник кадровой службы вносит запись о присвоении разряда или категории в трудовую книжку работника. При этом ссылаются на полученный при прохождении обучения подтверждающий документ.

Также делается ксерокопия свидетельства или удостоверения, заверяется и хранится в личном деле работника.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

В следующей части нашего материала стоит упомянуть и переподготовку специалистов. О сходстве и отличиях переподготовки от повышения квалификации мы уже обсуждали, а сейчас рассмотрим аспекты этого процесса подробнее.

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (основные требования)

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНОв МИНОБРАЗОВАНИИ России25.04.2000 N 186/17-11

1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (М. 1999 г.).

2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на( )производстве» (М. 1987 г.) требует переработки.Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

I. Общие положения

1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:- подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;- переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;- переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;

1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:- обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;- создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;

Сроки повышения квалификации у рабочих профессий

1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:- Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;- требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);- дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);- моделью учебного плана (Приказ Минобразования России N 407 от 21.10.94);- общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;- настоящими рекомендациями.

2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов», а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

Предлагаем ознакомиться:  Замена прав по истечению срока

«Экономика отрасли», «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Основы менеджмента» и другие.При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.Решение о выборе предмета принимается образовательным учреждением (подразделением), в зависимости от цели обучения, профиля подготовки, сферы и организации деятельности предприятий и организации — заказчиков кадров.

Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

  • высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
  • или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-лаборанта I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет;
  • повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.*

Цели и задачи повышения квалификации персонала

Прежде чем начать свое дело, нужно задать вопрос: для чего? Итак, какие же цели повышения квалификации могут быть?

  • Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
  • Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
  • Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Методика повышения квалификации зависит от того, в какой именно форме будет проводиться обучение. Если в пределах компании, то будут использоваться документы, оборудование и материалы, которые сотрудник обычно использует в своей работе.

  • Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте;
  • Проектная группаСоставляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно;
  • Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства;
  • Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
  • Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен;
  • Тьюторство – вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания;
  • Стротеллинг молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации;
  • Шэдуинг – суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
  • Конференции, встречи, симпозиумыАктивная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений;
  • ЛекцииСамая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
  • Интерактивные курсыЗнания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы;
  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения;
  • Кейс-стади – этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
  • Деловая игра – суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся;
  • Баскет — метод – основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса. Если метод будет выбран ошибочно, эффективность обучения просто сведется к нулю.

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Организовывают их так, чтобы слушателей ничто не отвлекало от процесса и не мешало восприятию информации.

Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • Отзывы тех, кто уже проходил обучение;
  • Состав преподавателей;
  • Насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
  • Стоимость курсов.

Не случайно стоимость оказалась на последнем месте в перечне. Высокая цена прохождения курсов совершенно не гарантирует, что они будут полезны слушателю. Бывают случаи, когда стоят курсы дорого, а практической пользы приносят минимум.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, в составе которых от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия. Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Условно обучение на курсах делится на несколько групп:

  • Комплексное обучение;
  • Самообучение;
  • Комбинированное обучение.

В каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, но важно то, что эти группы не исключают друг друга, а дополняют и совершенствуют.

Кого обучать

Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.

К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.

Остальных сотрудников обучают за счет средств компании только в двух вариантах:

  • Если обучение – важная составная часть процесса работы (к примеру, в медицинских компаниях);
  • Если нужно создать новое производство либо изменить профиль старого.

Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.

С помощью анкетирования можно определить не только психологический тип сотрудника, но и насколько он соответствует должности, каков уровень его профессионализма и так далее.

Приложение 2. Примерный учебный план для подготовки новых рабочих

I. Общие положения

Приложение 1

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

Сроки повышения квалификации у рабочих профессий

Город, год

Пояснительная записка составлена с учетом специфики профессии, отрасли, на основе типовой пояснительной записки, разработанной ИРПО Министерства образования РФ.В пояснительной записке излагаются основные задачи обучения рабочих, вытекающие из закона Российской Федерации «Об образовании», отраслевых нормативных документов, которыми руководствовались разработчики при составлении данной программы.

Предлагаем ознакомиться:  Какие нарушения на квотируемое рабочее место

В ней акцентируется внимание на необходимости обучения рабочих на новой технике и технологии, на формировании экономических знаний применительно к данному производству и данной профессии.Даются общие рекомендации по реализации учебного плана и программы, организации учебного процесса, распределении времени на консультации, а также указываются допустимые изменения в последовательности изучения программного материала, порядок внесения в него дополнений и уточнений.

1. Квалификационные характеристики, разработанные Минтрудом Российской Федерации даны в специальных сборниках, а также дополнениях к ним, изданных в 1995-1998 годах.В связи со значительными изменениями в характеристиках профессий прошедшими за последние 5 лет встает необходимость в одних случаях, незначительной переработки учебно-программной документации, в других — коренной, на что и нацеливают данные требования.

2. Квалификационные характеристики содержат:- наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС, Перечнем профессий и Всероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;- уровень квалификации (разряд, класс, категорию);- объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, подназорных органов Госгортехнадзора РФ, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.

Учебный план

1. Учебные планы для подготовки, переподготовки или повышения квалификации рабочих предусматривают наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих содержит экономический, общетехнический (общеотраслевой) и специальный курсы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и практическое обучение при подготовке новых рабочих, переподготовке и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков и специфики профессионального обучения рабочих.

4. Изучаемые вопросы экономики (особенно вопросы конкретной экономики) должны органически увязываться с профессиональной подготовкой рабочих в ходе преподавания специальных дисциплин и практического обучения. Учебные программы экономического обучения дифференцируются, дополняются и конкретизируются на местах с учетом специфики предприятий и особенностей состава обучающихся. Экономический курс необходимо ориентировать на конкретное предприятие.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессий, условий труда и сроков обучения.

6. Резерв времени выделяется для изучения новой техники или технологии конкретного производства, но может быть использован и для других целей. В учебном плане резерв времени предусмотрен, начиная с 3-месячной подготовки. В зависимости от особенностей конкретного производства это время может меняться.

7. Количество часов на консультации определяется на местах в зависимости от необходимости этой работы. Расчасовка на консультации дана в примерных учебных планах на различные сроки обучения.

8. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет практического обучения.

1. Основной задачей теоретического обучения является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста профессиональной квалификации рабочих, формирование ответственного отношения к труду и активной жизненной позиции.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название и содержание, в котором закладываются основные понятия, явления, законы, принципы, возможный перечень обязательных лабораторно-практических работ и другое.

4. Учебный материал специального и общетехнического (общеотраслевого) курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом их общеобразовательной подготовки.Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

5. Содержание программ должно отражать развитие и дальнейшее совершенствование соответствующей отрасли производства, современный уровень ее техники и технологии и отвечать требования действующих нормативов.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знаний устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. Примерные учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, при участии других министерств и ведомств и издаются отдельными выпусками. Они могут являться основой для разработки программ на местах.

1. Практическое обучение является основой профессионально-экономической подготовки и воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия — экономические и организационные, для стимулирования качественного производительного труда, инициативы и предприимчивости в новых условиях хозяйствования.Содержание практического обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйского отношения к орудиям труда, гражданской ответственности за окружающую среду, выполнения трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа практического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятий.

4. Материал программы должен раскрываться четкими и сжатыми формулировками, отражающими сущность умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделить безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочих мест, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, Правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, необходимостью повышения квалификации в различных формах профессионального обучения.

6. При повышении квалификации рабочих программа практического обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории), с учетом опережающего обучения.

Приложение 2

N

Курсы,

Сроки обучения (месяцев)

п/п

предметы

1

2

3

4

5

6

часов в неделю

1.

Теоретическое обучение по профессии

1.1

Экономическийкурс

10

10

20

20

20

30

1.1.1

Основы рыночной экономики и предпринимательства

1.1.2

Другие предметы

1.2

Общетехнический (общеотраслевой) курс

18

24

27

35

45

55

1.2.1

Черчение (чтение чертежей, схем)

1.2.2

Электроника (радиоэлектроника)

1.2.3

Материаловедение (электроматериаловедение)

1.2.4

Допуски и технические измерения

1.2.5

Общая технология производства

1.2.6

Охрана труда

1.2.7

Другие предметы

1.3

Специальныйкурс

28

72

81

150

180

200

1.3.1

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

1.3.2

Другие предметы

2.

Практическоеобучение

96

200

320

440

552

712

2.1

Обучение в мастерских или на учебном участке

2.2

Производственная практика

Резерв учебного времени

16

15

20

25

Консультации

6

8

12

15

10

Квалификационный экзамен

8

8

8

8

8

8

ИТОГО:

160

320

480

680

840

1040

Предлагаем ознакомиться:  Краткая апелляционная жалоба в арбитражный суд образец

Приложение 3

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

1

2-3

4

5

6

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1

1,5

2

2,5

3

часов в неделю

1.

Теоретическое обучение по профессии

1.1

Экономический курс

10

16

16

20

20

1.2

Теоретические основы профессиональной деятельности

5

10

12

16

20

1.3

Специальный курс

29

61

75

78

75

1.3.1

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

1.3.2

Другие предметы

2.

Практическое обучение

96

112

192

256

320

2.1

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

2.2

Производственная практика

Резерв учебного времени

15

Консультации

4

6

6

12

12

Экзамены

6

6

6

6

Квалификационный экзамен

8

8

8

8

8

ИТОГО:

152

219

315

396

476

Формы повышения квалификации

Повышение квалификации персонала организации происходит путем использования различных форм. Эти формы отличаются друг от друга, по различным критериям: по уровню связи с практической деятельностью, организации процесса, по целевым группам.

Далее рассмотрим формы в соответствии с критериями, которые были указаны:

  • В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании). У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее;
  • С отрывом от рабочего места и без него. Специалисты рекомендуют сочетать 2 этих формы;
  • По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное;
  • В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, общее повышение, а также открытое (которым могут воспользоваться даже члены семей сотрудников).

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (основные требования)

Данный процесс делится на несколько важных ступеней. Проанализируем их подробнее.

Ступень 1. Расчет потребности в повышении квалификации.

Для начала нужно определить, какова потребность в обучении персонала в конкретной компании. Ее определяют на нескольких уровнях.

На уровне всей компании в целом эта потребность будет зависеть от следующих моментов:

  • Планируется ли модернизировать оборудование;
  • Будут ли в производство введены новые технологии;
  • Планируется ли выпуск продукции нового типа;
  • На сколько планируется увеличить количество рабочих мест.

Если говорить об уровне структурных подразделений компании, то проводить повышение квалификации нужно, если:

  • Работники часто нарушают технологию производства;
  • Имеют место производственные травмы;
  • Значительно увеличился объем брака.

Что касается отдельных сотрудников, здесь все зависит также от нескольких факторов:

  • Насколько сам сотрудник готов и хочет повышать свой профессиональный уровень;
  • Каковы результаты аттестации;
  • Насколько человек хочет продвигаться по карьерной лестнице.

Проанализировав все эти нюансы, руководство компании принимает решение о повышении квалификации своих сотрудников.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Следующей ступенью будет выбор методов повышения квалификации.

Ступень 2. Выбор метода.

Когда планируется обучение сотрудников, нужно определить с помощью каких методов оно будет происходить. О самых распространенных методиках мы уже говорили ранее, повторяться не будем. Отметим только, что российские компании все больше внедряют методику наставничества.

Ступень 3. Разработка бюджета.

Как только потребность в повышении квалификации будет проанализирована, составляют бюджет. Он обязательно фиксируется документально.

Статьями расходов в этом случае будут: расходы по оплате обучения, оплата услуг учебного центра и так далее.

Наименее затратным вариантом для компании являются дистанционные курсы.

Ступень 4. Выбор преподавателя.

Прежде чем выбрать тренера, нужно ознакомиться с опытом его работы. Также стоит изучить документы, которые подтвердят его квалификацию и уровень образования.

Кроме этого, не стоит пренебрегать отзывами других людей. Кто расскажет о преподавателе лучше, чем те, кто был его учеником?

Ступень 5. Процесс разработки программы обучения.

Если процесс обучения планируется производить внутри компании, нужно разработать и утвердить программу повышения квалификации. Для этого рекомендуется воспользоваться консультациями специалистов со стороны, так как не всегда нужные профессионалы находятся в самой компании.

Если планируется прибегнуть к услугам Центра по обучению, будут предложены готовые программы, вам останется только выбрать подходящую.

Ступень 6. Процесс реализации выбранной методики.

В зависимости от того, какой метод повышения квалификации был выбран, принимают решение по его реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Способов реализации несколько:

  • Организовать повышение квалификации в самой организации силами своих специалистов;
  • Проводить обучение персонала в учебном центре;
  • Проводить обучение в офисе компании, привлекая тренера со стороны.

Ступень 7. Анализ повышения квалификации.

После того как обучение будет окончено, нужно проверить уровень знаний тех сотрудников, которые проходили обучение. Как это правильно сделать поговорим далее.

Нужно создать квалификационную комиссию, назначить дату ее заседания и оповестить заинтересованных лиц. В назначенный день комиссия проверяет знания, полученные сотрудником.

Если он отвечает на вопросы комиссии уверенно, демонстрирует знания, полученные во время прохождения курсов, комиссия принимает решение о признании результатов обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Когда будет пройдена переподготовка, человек вообще в корне может поменять свою деятельность. Например, был преподавателем рисования, а стал психологом. По окончании переподготовки человек получит диплом, равный документу о втором высшем образовании.

I. Общие положения

Приложение 3

Приложение 4

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

1

2

3

4

5

6

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1

1,5

2

2,5

3

4

часов в неделю

1.

Теоретическое обучение по профессии

1.1

Экономический курс

10

16

16

20

20

30

1.2

Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс)

5

12

14

18

20

28

1.3

Специальный курс

29

71

75

80

85

125

1.3.1

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

1.3.2

Другие предметы

2.

Практическое обучение

96

112

192

256

320

424

2.1

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

2.2

Производственная практика

Резерв учебного времени

15

15

Консультации

4

6

6

12

12

12

Экзамены

6

6

6

6

6

Квалификационный экзамен

8

8

8

8

8

8

ИТОГО:

152

231

317

411

486

648

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Приложение 5

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

1-2

3-4

5-6

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1

1,5

2

часов в неделю

1.

Теоретическое обучение по профессии

1.1

Специальный курс

34

98

104

1.1.1

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

1.1.2

Другие предметы

2.

Производственное обучение

104

144

244

2.1

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

2.2

Производственная практика

Консультации

6

6

6

Квалификационный экзамен

8

8

8

ИТОГО:

152

256

342

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector