Помощь юриста
Назад

Транспортная экспертиза это

Опубликовано: 31.08.2019
0
1

Дорожно транспортная экспертиза понятие

Исследование механизма ДТП должно приводиться комплексно, чтобы каждое звено, «следствие — экспертиза — суд -прокуратура имело одну цель — объективное восстановление обстоятельств ДТП, выявление истинного виновника в случившемся и вынесение по факту ДТП объективного решения в соответствии с действующим законодательством.

Инфо

Определенное место в этой деятельности может занимать судебная экспертиза. Современная судебно-автотехническая экспертиза относится к инженерно-транспортным экспертизам.

Важно

Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на каком-либо участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.). Следует также учесть, что ДТП с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него.

Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание. Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП.

Таким образом, определив задачи и методы проведения различных видов экспертиз, назначаемых при ДТП, выяснено, что экспертиза является важным источником доказательств.

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько. Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов.

В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Поскольку большинство ДТП связано с ответственностью виновных и последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу.

Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

В определенной степени проведение комплексной экспертизы может быть обусловлено необходимостью использования экспертом-автотехником в процессе проведения автотехнической экспертизы обстоятельств (сведений), подлежащих установлению в ходе проведения автодорожной экспертизы в отношении технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Экспертиза ДТП или Экспертиза обстоятельств ДТП (судебная экспертиза обстоятельств ДТП, независимая экспертиза обстоятельств ДТП) – это один из видов транспортно-технических (автотехнических) экспертиз, при проведении которой определяются и устанавливаются условия и обстоятельства при которых возникло дорожно-транспортное происшествие.

Проведение экспертизы обстоятельств ДТП, также, как и других видов автотехнических экспертиз, является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

 Стоимость экспертизы обстоятельств ДТП Вы можете узнать ниже, либо в разделе Стоимость экспертизы ДТП.

 Вопросы экспертизы обстоятельств ДТП Вы можете узнать в соответствующем разделе нашего сайта – Вопросы для экспертизы обстоятельств ДТП.

Обстоятельства ДТП включают в себя довольно большое количество условий и понятий, это: техническое состояние транспортного средства, его исправность либо неисправность, состояние дорожного покрытия (повреждение полотна, наличие колеи, гололед), освещенность места ДТП, погодные условия (наличие либо отсутствие осадков, туман), время суток (день, сумерки, ночное время), скоростной режим, режим дистанции транспортных средств, состояние участников ДТП (водители, пассажиры, пешеходы), и многие другие условия.

По своей сути, экспертиза после ДТП, является ситуационной экспертизой, т.к. разрешает возможности не только совершения, но и избегания дорожно-транспортного происшествия при соблюдении определенных правил и совершении действий в конкретных условиях и обстоятельствах. При проведении любой независимой экспертизы ДТП, всегда используются познания транспортной трасологии, т.к.

Кроме познаний транспортной трасологии, при проведении судебной экспертизы ДТП, всегда необходимы технические познания, с целью разрешения вопросов технического состояния транспортного средства, исправность либо неисправность его деталей, узлов, агрегатов и электронных систем, состояние тормозной системы, и многие другие технические данные транспортного средства (клиренс, выступающие элементы транспортного средства, дополнительное оборудование и др.).

Также, как и другие виды независимых автотранспортных экспертиз, автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, процессуально, может быть:

  •  досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц (например, страховая компания или автодилер), либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста;
  •  судебной (судебная экспертиза ДТП, экспертиза ДТП для суда, судебная автотехническая экспертиза ДТП), т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта.

Объектами экспертизы ДТП, являются:

  •  транспортные средства (автомобили, мотоциклы, прицепы, тракторы и другие);
  •  протоколы осмотра места происшествия (протокол ДТП);
  •  собственно, место ДТП;
  •  проезжая часть дорожного полотна;
  •  техническая документация транспортного средства;
  •  видеоматериалы с ДТП;
  •  видеоматериалы с видеорегистраторов ТС;
  •  фотоматериалы с места ДТП;
  •  участники ДТП (водитель, пассажиры, пешеходы), особенно при проведении комплексных судебно-медицинских – автотехнических экспертиз;
  •  ранее проведенные автотехнические экспертизы;
  •  протоколы допросов;
  •  материалы уголовных либо гражданских дел.
Предлагаем ознакомиться:  Договор фрахтования транспортного средства образец

При проведении экспертизы ДТП, разрешаются не только вопросы конкретных условий и обстоятельств ДТП, но и вопросы транспортной трасологии, вопросы технического характера, в том числе, вопросы технического состояния автомобиля и других транспортных средств, а именно:

  •  установление обстоятельств ДТП;
  •  определение условий ДТП;
  •  определение механизма ДТП;
  •  установление механизма наезда на пешехода и/или неподвижные препятствия;
  •  составление соответствующих расчетов и моделирование обстоятельств ДТП;
  •  установление момента возникновения опасности для движения;
  •  установление причинно-следственных связей, способствующих ДТП;
  •  установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП (при заданных условиях);
  •  установление технического состояния транспортного средства, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов (см. подробно раздел Экспертиза состояния автомобиля (Экспертиза технического состояния транспортного средства, Автотехническая экспертиза автомобиля);
  •  определение скорости движения автомобиля или других транспортных средств (ТС);
  •  определение остановочного времени транспортных средств;
  •  определение тормозного и остановочного пути автомобиля и других транспортных средств (см. подробно раздел Транспортно-трасологическая экспертиза (Трасологическая экспертиза транспортных средств/автомобиля);
  •  определение взаимного расположения транспортных средств при ДТП;
  •  установление механизма взаимодействия транспортных средств в момент ДТП при столкновении;
  •  установление угла взаимного расположения ТС;
  •  определение направления удара в момент столкновения ТС;
  •  установление взаимного расположения автомобилей относительно границ и осевой линии проезжей части;
  •  установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  •  установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии;
  •  установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  •  установление технической возможности у водителя избежать ДТП;
  •  установление действий водителя по управлению автомобилем, начиная с момента возникновения опасности;
  •  определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  •  определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.);
  •  установление координат места столкновения автомобиля или места наезда на пешеходов;
  •  установление взаиморасположения человека и частей транспортных средств;
  •  оценка особенностей функционального состояния людей во время их взаимодействия с частями автомобиля;
  •  выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  •  установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  •  определение места нахождения потерпевшего в салоне (водитель, пассажир) в момент столкновения, по характеру телесных повреждений;
  •  установление технического состояния ТС, структурных элементов и дорожных условий;
  •  проведение других видов автотехнических экспертиз ДТП, экспертиз транспортных средств и транспортно-трасологических экспертиз и исследований;
  •  оценка объективности, полноты и правильности проведенных экспертиз обстоятельств ДТП;
  •  рецензирование экспертиз обстоятельств ДТП.

Дорожно-транспортная экспертиза

У этого непонятного термина очень простое определение.

Эта наука путем сложных расчетов воссоздает механизм ДТП и устанавливает последовательность взаимодействия и получения повреждений объектами.

Транспортная экспертиза это

Таким образом, назначение данного исследования — восстановить полную картину ДТП в подробностях.

Объекты трасологической экспертизы — это разного рода следы, отпечатки и повреждения, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

Когда проводят трасологическую экспертизу:

  • в спорных ситуациях при восстановлении действий водителей, результатом которых стало ДТП;
  • для выяснения, присутствовал ли вообще автомобиль на месте происшествия;
  • когда нужно определить, соответствуют ли повреждения на транспортном средстве обстоятельствам ДТП;
  • чтобы доказать, что вины водителя или пешехода в создании аварийной ситуации на дороге не было;
  • если страховая компания отказывается оплачивать ремонт или выделяет для этого несоразмерно маленькую сумму.

Задачи: 1) определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов до удара; 2) определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент удара; 3) установление места столкновения, удара; 4) определение траектории и характера движения транспортного средства и пешехода до наезда на него (комплексная задача);

5) установление места наезда транспортного средства на пешехода; 6) установление механизма ДТП (комплексная задача); 7) установление лица, управляющего ТС на момент ДТП (идентификационная комплексная задача); 8) установление конкретных транспортных средств, участвовавших в столкновении (идентификационная комплексная задача);

Внимание

В некоторых источниках этот вид СДТЭ называется экспертиза механизма ДТП. Технико-диагностическая экспертиза, или исследование технического состояния транспортных средств.

Задачи: 1) установление неисправностей транспортных средств (отдельных узлов, механизмов, деталей); 2) установление причин и времени возникновения неисправностей; 3) выявление влияния неисправностей на возникновение ДТП; 4) установление соответствия технического состояния транспортных средств, их узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы. Судебными доказательствами считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие общественно опасного деяния, виноватость лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильности решения дела.

  • Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин. Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.

    Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз. Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.

Выводы суда о наличии виновного поведения участника дорожно-транспортного происшествия должны быть основаны на исследовании всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с учетом выводов проведенной экспертизы. Основными трудностями, с которыми сталкиваются судьи при назначении дорожно-транспортной экспертизы, являются формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта.

В то же время следует принимать во внимание, что объективность и полнота экспертного исследования в значительной степени зависят от полноты и достоверности исходных данных, предоставленных в распоряжение эксперта.

Предлагаем ознакомиться:  Общие положения о наследовании

Под понятием транспортной экспертизы могут подразумеваться кардинально различающиеся процессуальные и исследовательские процедуры.

В частности, техническая экспертиза транспортного средства обеспечивает расчет причиненного отдельными повреждениями ущерба автомобилю.

Транспортно-трасологическая же экспертиза обеспечивает расследование причин и предпосылок ДТП, определение виновников аварийной ситуации, а также автомобилей, скрывшихся с места происшествия.

1. Техническая экспертиза транспорта – определение и порядок проведения 2. Понятие транспортно-трасологической экспертизы и её проведение 3. Другие виды возможных транспортных экспертиз в России

Правовое регулирование обязательности технической экспертизы транспорта в случае возникновения страховой ситуации регулируется положениями Федерального закона от 25.04.2002 №40. При этом данный закон, в первую очередь, посвящён вопросам обязательного автострахования ответственности.

Тем не менее, вопросы проведения экспертизы прямо затрагивают правоприменительную площадь такового закона, соответственно, она является одним из ключевых элементов контрольно-исследовательских процедур для определения размеров ущерба, и, как следствие – страховых компенсаций, подлежащих уплате.

Обратите внимание

Транспортно-техническая экспертиза не определяет виновника ДТП, а исключительно рассчитывает стоимость причинённого ущерба.

Проведение технической экспертизы транспортных средств – это задача квалифицированных техников-экспертов и экспертных организаций, которые имеют в своём штате не менее, чем одного специалиста означенного профиля.

Требования, каковые предъявляются к экспертам, полностью раскрываются в положениях Приказа Минтранса РФ №277 от 22.09.2016.

Правовое же регулирование непосредственных правил проведения означенного комплекса исследовательских процедур и порядка проведения необходимых проверок, а также ведения расчётов лежит на Банке России в соответствии с положениями вышеупомянутого ФЗ.

В ходе экспертизы устанавливается возможный ущерб с учётом всех основных влияющих на размер выплат факторов, к которым относится:

  • Фактическая рыночная стоимость повреждённых узлов автомобиля с учётом их износа;
  • Расчёт стоимости на рынке годных остатков при невозможности восстановления пострадавшего транспортного средства по причине критических повреждений;
  • Определение среднегодового пробега ТС, участвовавших в ДТП и вычисление сроков их амортизации;
  • Расчёт стоимости услуг по ремонту или замене необходимых запасных частей.

В целом, таковая экспертиза является обязательной для получения страховых выплат. При этом порядок определения экспертов и экспертных организаций может быть предусмотрен условиями договора об обязательном страховании автотранспорта.

Экспертиза транспортно-трасологического характера – это комплекс практических исследований, предназначенный для определения всех обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Заключение таковой экспертизы позволяет определить предполагаемого виновника ДТП в спорных ситуациях, получить информацию относительно причин происхождения аварии или аварийной ситуации, а также определить параметры автомобилей по оставшимся на месте ДТП следам, в случае, если виновники или участники ДТП его покинули.

Как таковыми, отдельными российскими законами порядок проведения транспортно-трасологических экспертиз не регулируется.

Так, данная экспертиза может проводиться как по ходатайству одного из участников процесса в судебном порядке, так и по инициативе самого суда.

Важный факт

Транспортно-трасологические экспертизы применяются и используются не только в судебном порядке. Получать их заключение и выводы можно и до начала судебных мероприятий, и во внесудебном формате.

Экспертиза такового характера обычно проводится непосредственно в виде обследования места ДТП, а также участвовавших в нём автомобилей. Однако при невозможности обеспечить сохранность такового места происшествия, допускается ознакомление экспертов с информацией касательно состоявшегося ДТП в формате протоколов, видеозаписей, фотоснимков, свидетельских показаний, чертежей и зарисовок.

Под транспортной экспертизой могут также подразумеваться мероприятия санитарно-гигиенического характера, направленные на установление уровня безопасности ввозимого на территорию РФ или иных государств Таможенного Союза автомобиля.

Дорожно-транспортная экспертиза

Для установления виновного лица, ответственного за дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явились опасные дорожные условия, назначается дорожно-транспортная экспертиза.

Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшего не остается и минимальных шансов на возмещение причиненного ему вреда.

Транспортная экспертиза это

Термин «дорожно-транспортная экспертиза» имеет несколько синонимов.

Наиболее удачной, по нашему мнению, с точки зрения, исследуемых на сайте «ДТП и автострахование» проблем является предложенная формулировка.

Вопросы дорожных условий нами рассматриваются в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Экспертизой устанавливаются причины и условия, способствующие дорожной аварии.

Дорожная экспертиза решает множество задач, рассмотрим некоторые из них.

  1. Экспертное исследование обстановки на месте происшествия.

    Эксперт, по представленным в его распоряжение материалам и результатам непосредственного осмотра места дорожной аварии, анализирует состояние дорожного покрытия проезжей части дороги, обочин, а также участков, расположенных за пределами дорожного полотна.

  2. Определение величин коэффициентов и параметров, относящихся к движению транспортного средства.

    Эксперт рассчитывает коэффициенты сопротивления качению, сцепления колес с поверхностью дороги, определяет величину замедления при торможении на участке места происшествия.

    Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания.

    Для ответа на ключевой вопрос о наличии у водителя технической возможности избежать опрокидывания, необходимо определить коэффициент сцепления колес автомобиля при его движении по загрязненной поверхности дороги.

  3. Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин.

    Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.

    Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.

    Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.

    Статьи в помощь:

    Независимая экспертиза после ДТП

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  4. Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.

    Обустройство дороги средствами регулирования движения и предупреждения об опасности, напрямую влияет на ее эксплуатационные качества и безопасность.

    В компетенцию эксперта входит разрешение различных вопросов направленных на установление причинно-следственной связи при ДТП.

    Например, могло ли способствовать совершению ДТП отсутствие соответствующих информационных знаков на участке дороги в месте проведения работ?

    Таким образом, основной целью дорожно-транспортной экспертизы является определение влияния дорожных условий на механизм автодорожного происшествия в условиях обстановки места происшествия.

Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

ДТП по вине дорожных служб

Иск к дорожным службам

Дефекты дороги включают в себя следующие элементы.

  • Колейность дорожного покрытия, то есть деформация поперечного профиля относительно полос наката.

  • Выбоины в виде глубинных разрушений с выраженными краями общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

  • Выкрашивание дорожного покрытия общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

  • Сдвиги на покрытии, образованные, перемещением содержащего битум слоя.

  • Проломы дороги – прорези покрытия по полосам наката.

  • Гребенка в виде чередующихся поверхностных углублений и выступов дорожного покрытия.

  • Просадки в виде впадин с пологими склонами, искажающими профиль дороги.

Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.

Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.

Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Разрешаемые автодорожной экспертизой вопросы, относящиеся к техническому состоянию дороги, дорожного обустройства и внешних условий на участке ДТП, в зависимости от конкретной ситуации могут формулироваться следующим образом.

  • Какой является обстановка на месте ДТП: дорожное покрытие проезжей части, обочины, прилегающая к дороге территория?

  • Возможно ли экспертным путем определить основные параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия?

  • Какова величина уклона дороги в продольном и поперечном направлениях?

  • Какова видимость и обзорность дороги с места водителя в условиях дорожной обстановки, в момент ДТП с учетом ограничивающих видимость объектов при указанном росте водителя и других его индивидуальных особенностей?

  • Располагал ли водитель автомобиля Антонов Дмитрий Сергеевич технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги и других особенностей?

  • Имелись ли обстоятельства, связанные с состоянием дорожной и обустройством дороги, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

  • Какими нормативно-техническими актами регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, расположенного на 104 километре 350 метров трассы М – 4, нарисованного в схеме дорожно-транспортного происшествия?

  • К какому из видов дефектов автомобильной дороги относится яма, обозначенная в схеме места происшествия под номером 1.3, допускается ли этот дефект нормативно-техническая документация?

  • Является ли дефект автомобильной дороги, обозначенный под номером 1.3 на схеме места происшествия, несоответствующим нормативно-технической документации, и находится ли такое несоответствие в причинно-следственной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия от 13.12.2014 года на 104 километре 350 метров трассы М – 4 с технической точки зрения?

  • Требованиями каких нормативно-технических документов, определены действия должностных лиц (организаций) ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4?

  • Соответствуют ли действия должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4, участок 104 километр 350 метров, требованиям нормативно-технических документов, регламентирующих их деятельность?

Уважаемые читатели, нами рассмотрена еще одна важная и достаточно сложная тема из раздела «ДТП по вине дорожных служб».

Надеемся на то, что полученная информация о дорожно-транспортной экспертизе будет вам полезна.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector