Помощь юриста
Назад

Влияет ли введение пятидневной рабочей недели для учителей на продолжительность отпуска

Опубликовано: 07.12.2019
0
2

Педагогические работники

Отпуск учителей формируется по известным причинам: они отдыхают именно тогда, когда не нужно учить детей. Однако и во время учебного года учитель имеет право взять дни в счёт летнего отдыха. И даже целый год отпуск учителей может продлиться, если он, например, творческий. О подобных случаях и будет здесь рассказано, а также и о том, сколько дней продолжается обычный отдых.

Учитель относится к педагогическим работникам, а это значит, что отпуск их регулируется теми же статьями Трудового Кодекса и теми же Постановлениями Правительства. В главе 52 ТК содержится вся информация о том, что представляет собой труд педагогов, и там же, в ст. 334 ТК РФ, говорится об их отпуске.

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Влияет ли введение пятидневной рабочей недели для учителей на продолжительность отпуска

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может.

Новые правила

Влияет ли введение пятидневной рабочей недели для учителей на продолжительность отпуска

Удлинённый отпуск полагается только тем, кто непосредственно занимается воспитанием и образованием детей. Ранее его получали не все категории педагогических работников, теперь же имеют право на удлинённый отпуск абсолютно все педагоги, которые оформили свою деятельность согласно номенклатуре должностей руководителей и работников образовательных организаций.

Более пятидесяти шести дней отпуск педагогическим работникам оплачивается в учреждениях для сирот и детей с ограниченным здоровьем, а также преподавателям школ искусств. Остальным штатным работникам — библиотекарям, психологам, методистам и так далее — положено только шесть недель отпуска. Также не распространяется этот закон и на непедагогический персонал образовательных учреждений.

Установленная продолжительность отпуска, основного, удлинённого, оплачиваемого и полагающегося только педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, не зависит от ведомственной подчинённости и правовой организационной формы учреждения. Однако чтобы определить количество дней, которое содержит очередной отпуск учителям, нужно постоянно руководствоваться примечаниями и приложениями к новому закону.

Например, в примечаниях указано, что 56 дней полагаются для отпуска преподавателям школ искусств, куда входят музыкальные, художественные и другие, относящиеся к дополнительному образованию детей. Это указано в пункте 2 примечаний к закону. Другой пример: продолжительность отпуска учителя, работающего в учреждении, которое не является образовательным, согласно постановлению № 1052 1994 года, — 42 дня по календарю. Так отдыхают воспитатели, социальные педагоги и многие другие работники организаций, предприятий и учреждений.

Изменился порядок исчисления продолжительности отпуска для тех учителей, которые были приняты на работу посреди учебного года. Ранее это делалось исходя из количества, проработанного в учебном году, времени, то есть пропорционально. Теперь не так. После шести месяцев непрерывной работы преподаватель имеет право на полный ежегодный полностью оплачиваемый отпуск.

Предлагаем ознакомиться:  Отсрочка от армии при академическом отпуске

Таким образом, если учитель начал трудиться в образовательном учреждении, например, в ноябре, то в июне он уже должен получить отпуск ровно такой же, как и все остальные преподаватели, поскольку статья 139 Трудового Кодекса ограничений продолжительности отпуска учителей абсолютно никаких не содержит, даже если ежегодный отпуск начинается до истечения шести месяцев с момента начала работы преподавателя в данном учреждении. Напротив, там указано, что каждый преподаватель имеет право на удлинённый ежегодный оплачиваемый отпуск.

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.

3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCR16nHT1nkmG7g9AkE9tGeQ

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1].

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время.

отпуск учителей

При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется.

В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от наследства возможен в пользу

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы.

Обратите внимание

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

* * *

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ. 

[1] «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Предлагаем ознакомиться:  На сколько дают больничный после ЭКО по закону

Ненормированный рабочий день

В статье 119 отрегулированы правила по предоставлению оплачиваемого дополнительного отпуска тем работникам образовательных учреждений, у которых рабочий день не является нормированным. Продолжительность такого отпуска определяется либо коллективным договором, либо внутренними правилами трудового распорядка данной организации, но менее трёх дней он быть не может.

сколько дней отпуск у учителей

Если же нет возможности предоставить дополнительный отпуск, преподаватель может «взять деньгами», то есть переработка компенсируется по типу сверхурочной работы. Но для этого должно быть письменное согласие работника. Как написать заявление на отпуск? Образец можно найти в иллюстрациях к данной статье.

Условия и порядок оплачиваемого дополнительного ежегодного отпуска преподавателям с ненормированным рабочим днём в финансируемых государством учреждениях и организациях установлены Правительством РФ, а в организациях и учреждениях, финансируемых субъектами РФ, отпуск учителей установлен органами власти данного субъекта. Если же организацию или учреждение финансирует местный бюджет, тогда все вопросы решает местное самоуправление.

Сроки

За сколько дней и как написать заявление на отпуск? Образец существует на каждый вид отпуска отдельно, а срок написания не обговаривается. Однако в каждой организации существуют определённые нормативы, где локальными актами закреплены правила относительно точного количества дней, по истечении коих такое заявление должно быть подано в соответствующие инстанции.

Многое здесь зависит от работы бухгалтерии. Отпускные она начисляет заблаговременно, не менее чем за три дня до отпуска, исключая крайние случаи. Значит, работодатель должен получить заявление как минимум за четыре дня. Также нужно учитывать масштабность организации, есть среди учреждений образования и очень крупные. А потому лучше собственным отдыхом озаботиться значительно раньше.

Перечень

Должности работников, у которых ненормированный рабочий день и которые имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, установлены внутренними правилами трудового распорядка или другими нормативными актами данной организации. В такой перечень включены как руководители, так и технический персонал, а также другие лица, чей труд не поддаётся точному учёту. По этому же принципу рассчитывается дополнительный отпуск для тех, кто работает по свободному графику.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска, как уже было сказано, для работников с ненормированным рабочим днём не бывает менее трёх календарных дней, а вот по максимальной продолжительности новые правила не предусматривают ограничений. Предел существует лишь по минимальному сроку.

Заявление на отпуск

Например, пришло время написать заявление на отпуск учителя. Образец выглядит примерно так. В правом верхнем углу заполняется должность руководителя и наименование организации, фамилия и инициалы руководителя, к которому обращено заявление. Далее нужно написать, от кого оно поступило — фамилия и инициалы, должность.

уведомление об отпуске

Если отпуск не очередной, а дополнительный, меняется только основная часть заявления, где нужно указать просьбу предоставления дополнительного отпуска на конкретный период. Верхняя и нижняя части бланка остаются неизменными. И нужно иметь в виду, что работодатель во втором случае имеет право не пойти навстречу, поскольку обязан предоставлять только очередной отпуск.

Отпускные

Средний заработок во время отпуска за работником школы сохраняется, что определено статьёй 139 ТК и Положением о порядке исчисления средней заработной платы № 123 2003 года. Порядок же состоит в том, что суммируется фактическая начисленная заработная плата за последние три месяца (от первого до первого числа), исходя из чего и выводится средняя цифра.

Здесь нужно учитывать абсолютно все виды выплат, которые есть в перечне (пункт 2 этого же Положения). Это доплаты за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, мастерскими или лабораториями, за работу в комиссиях методических и цикловых, а также все остальные выплаты, которые предусмотрены в системе оплаты труда работника образовательного учреждения. Нерабочие и праздничные дни, которые совпадают с отпуском учителя, не оплачиваются и в общее количество дней не включаются.

Совмещение должностей

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Педагоги нередко выполняют работу на разных участках и совмещают должности, где существует разная продолжительность отпуска. Например, преподаватель физики и воспитатель дошкольной группы в одной и той же общеобразовательной школе. Трудовой отпуск учителей 56 дней, а воспитателей — 42. Соответственно должны рассчитываться и отпускные. Однако отпуск педагог получит по максимуму, а деньги будут начислены по одному из двух способов.

Первый исходит из суммы начисленной фактически заработной платы за весь расчётный период — по каждой должности отдельно. Второй же способ сложнее. На общую продолжительность отдыха приходится общая сумма начисленной фактически заработной платы, плюс превышающая общую продолжительность часть отпуска просчитывается отдельно, исходя из заработка той должности, где продолжительность отпуска больше.

, , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector