Помощь юриста
Назад

Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля

Опубликовано: 29.08.2019
0
5

Обязан ли свидетель являться по телефонной повестке?

Позиция 1. Явиться по звонку от следователя нужно, поскольку он может оказаться телефонограммой, ведь:

  1. согласно Толковому словарю Ушакова телефонограммой является сообщение, текст которого диктуется адресату по телефону;
  2. при наличии журнала регистрации телефонограмм на предприятии свидетель может быть идентифицирован как лицо, получившее телефонограмму;
  3. телефонограммой является передача информации по телефону с возможностью идентифицировать ее получателя, что подтверждается приложением 28 к Инструкции о делопроизводстве в органах прокуратуры;
  4. есть вариант, что следователь оформил телефонограмму у себя по делопроизводству и записал фамилию, например, секретаря;
  5. следователи говорят, что действительно ведется журнал телефонограмм, и в случае неявки по звонку следователя последний может сделать распечатку разговора и на этом основании составить «мотивовану постанову про примусовий привід».
  • телефонограмма – это разговор почты с абонентом вместо следователя;
  • согласно п. 153 Правил предоставления и получения телекоммуникационных услуг передача телефонограммы трактуется как ведение разговора вместо потребителя;
  • если прием звонка был зафиксирован на частном предприятии, где ведение любых журналов их собственная инициатива, то журнал такого предприятия ничего не доказывает;
  • нормативно-правовой акт, которым бы предусматривалась возможность ведениями следователями журнала телефонограмм, отправленных гражданам, а не другим подразделениям МВД, отсутствует, а потому ведение им такого журнала не имеет доказательной силы.

Мнение «Ю{amp}amp;З»: Относительно возможности вызова следователем свидетеля по телефону и необходимости явки по такому вызову мнения экспертов разделены. По мнению авторов научно-практического комментария к ст.

166 УПК, следователь может лично уведомить по телефону свидетеля о вызове. В то же время авторы Искусства обороны считают, что свидетелю не обязательно являться по любому вызову следователя, кроме вызова путем повестки, поскольку только в последнем ст. 1854 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Но ни одно из этих утверждений не базируется на норме закона.

Статья 1854 КоАП предусматривает ответственность за злостное уклонение свидетеля от явки в органы следствия или дознания и не содержит привязки к способу вызова свидетеля. Так что игнорировать вызовы следователя, отправленные телеграммой или телефонограммой, не следует.

В то же время статья 166 УПК устанавливает исчерпывающий перечень способов вызова свидетелей: путем повестки, через телеграмму или телефонограмму. О вызове по телефону здесь речь не идет, и расширенному толкованию эта статья не подлежит. Ведь именно через указанные способы передачи информации могут быть зафиксированы все сведения, обеспечивающие защиту прав свидетеля, которые должны быть указаны в повестке (ч.2 ст. 166 УПК) и в последующем свидетельствовать доказательствами правомерности применения принудительного привода.

Следователь может, конечно, дополнительно уведомить свидетеля о необходимости такой явки и по телефону, и по электронной почте, и другими средствами связи, но такое уведомление не будет приравниваться к официальному вызову на допрос.

При этом телефонограмма и звонок по телефону, как следует из аргументом, указанных в позиции 2, вещи разные: телефонограмма предусматривает наличие посредника – оператора телефонной связи, который и зачитывает повестку.

Вызов на комиссию

Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля

Минфином России и ФНС пять лет назад выпущено письмо «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», в котором описаны ключевые аспекты деятельности комиссий (письмо от 17.07.2013 года №АС-4-2/12722). С тех пор вызов на комиссию активно используется налоговыми органами в целях выяснения информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний).

Основная цель проведения комиссий — увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов.

► показывающие убыток в налоговой отчётности;

► выявлен предельный размер вычетов по НДС или НДС заявлен к возмещению из бюджета;

► низкая налоговая нагрузка по налогам (в частности, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН);

► есть непогашенные долги по налогам;

► заработная плата сотрудников налогоплательщика находится на уровне МРОТ или значительно ниже рыночной;

И это далеко не полный перечень возможных причин. Так, например, инспекция может вызвать руководителя компании на комиссию, если у нее возникли сомнения в достоверности и корректности представленной отчётности.

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Такое информационное письмо направляется налогоплательщику ориентировочно за месяц до потенциального вызова на комиссию. Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Не игнорируйте вызов на комиссию

Если руководителя компании пригласили на комиссию, значит, у сотрудников инспекции есть вопросы, на которые лучше дать ответ. Если вызов будет проигнорирован, это может навести проверяющих на мысль о том, что в деятельности компании не всё в порядке.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить истребуемые документы (если было получено соответствующее требование), проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним и смело идти в инспекцию. Если по какой-то причине руководитель не сможет явиться в указанное налоговым органом время, целесообразно известить об этом проверяющих письмом с приложением истребуемых документов. Кстати, руководитель компании может направить вместо себя представителя.

Важно дать понять инспекции, что компании нечего скрывать и она открыта к взаимодействию.

Заранее подготовьтесь к комиссии

В полученном информационном письме и последующем уведомлении инспекция обозначает причину вызова на комиссию, просит предоставить определенные документы и сведения. К примеру, если причиной вызова на комиссию стал низкий уровень заработной платы сотрудников, инспекция попросит представить штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, а также пояснить причины установления заработной платы ниже рынка.

«При подготовке к комиссии продумайте, какие могут быть вопросы у инспекции, что вы будете отвечать на них, подготовьте необходимые документы. На заседание комиссии руководитель может взять с собой главного бухгалтера, который обладает полной  информацией и сможет ответить на вопросы инспекции относительно учёта. Например, если вызывают на комиссию, поскольку в декларации заявлена слишком большая сумма вычетов, в результате чего образовалась сумма НДС к возмещению. Наверняка инспекцию заинтересуют причины образования большой суммы вычетов. На комиссии руководитель/бухгалтер компании может пояснить, например, что причиной образования вычетов является вложение компанией денежных средства в строительство здания, которое в текущем периоде только увеличивает долю расходов, зато в будущем будет приносить значительный доход компании. Конечно, в каждом случае свои аргументы, которые желательно еще и документально подтвердить».

Кира Трунтаева
ведущий налоговый юрист

Чем больше аргументов и доказательств представит на комиссии руководитель, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от уплаты налогов.

Проанализируйте результаты комиссии и сделайте выводы

Как уже было сказано выше, на комиссию налоговый орган без причины не вызывает. Если руководителя вызвали на комиссию, значит, у инспекции возникли подозрения в том, что компания уклоняется от уплаты налогов.

«Проанализировав задаваемые на комиссии вопросы, можно выявить «слабые места» своей компании и по возможности устранить недостатки.

Следует помнить, что после проведения комиссии инспекция наблюдает за тем, какие шаги будут предприняты налогоплательщиком для исправления ситуации. Если никаких действия налогоплательщик не предпримет, риск назначения выездной налоговой проверки значительно увеличивается. А выездная проверка — это гарантированные многомиллионные доначисления для компании».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Вызов на допрос в качестве свидетеля в налоговую: последсвия

Для современного бизнеса или даже простого работника компании важно осознавать и понимать все тонкости налогового кодекса и соблюдать правила ведения налоговой отчётности. Но вот все чаще появляются вопросы и критерии для получения вызова в налоговую, как свидетеля.

А как себя вести и на какие вопросы стоит отвечать, это остается серьезной проблемой. Найти полноценные ответы и последовательность своего диалога, когда вы все же решите пойти в налоговую службу и выступать в роли свидетеля, становится непросто. И многие задаются вопросом, а вообще стоит ли появляться перед инспектором и зачем могут вызвать в роли свидетеля в налоговую.

Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть налоговый вычет за эко

Существует три основные причины для вызова в налоговую.

  1. Это могут быть простые подтверждения с работой у контрагента или сотрудничества с отдельно взятой организацией, для подведения отчётности. И если вызывают на допрос в налоговый свидетель, по такому вопросу. То тут не стоит переживать и волноваться о предоставлении отчетности, которая производилась в финансовой деятельности в течении отчетного периода. Но не стоит и сообщать лишней информации, давая повод открыть ведение проверки и нагрянуть с проверкой работы организации, с корой вы сотрудничали или ранее работали.
  2. Вторым случаем может стать проверка не только отчётности и информации за годовой период работы предприятия. А именно открытие дела на ведение финансовой деятельности, с раскрытием отдельных расчетов и оплат. Для сотрудников компании – это может быть получение премии и расчетов за выполненную работу, для директоров и акционеров выявление чистоты проводимых сделок, с отдельно взятыми организациями или фирмами однодневками. В таком случае, стоит побеспокоится о наличие документов или имеющихся ряд расчетных листов с бухгалтерии. Это позволит исключить нестыковки в сказанных вами словах или предоставить неверную информацию за отчетный период. Лучше всего подготовить список документов для предоставления отчетности, взяв их с собой в налоговую.
  3. Третьим вариантом может стать расследование ведения бизнеса с фирмами однодневками, которые могут быть уличены в работе с несколькими организациями или юридическими лицами. А вызывают на допрос в налоговую свидетелем, для подтверждения работы или сотрудничества по вашим сделкам, для параллельной проверки отчетности и непричастности к финансовым махинациям. Тут уже стоит побеспокоиться и более детально подготовить основу для предоставления полной отчётности, чтобы избежать проблем и привлечения к судебным разбирательствам. Как правило, проверяющие органы сверят имеющуюся у вас финансовую деятельность с подаваемыми отчетностями в налоговые органы.

Если велась активная финансовая деятельность за отчётный период с несколькими контрагентами, то может появиться дополнительное требование совместить итоговую прибыль или выявить отдельных участников финансовой деятельности. В таком случае вызывают на допрос в налоговую свидетелем, не только сотрудников компании, но и бывших работников и директоров.

В данном случае стоит предварительно понимать, что потребуется документальная сторона подтверждения сказанных вами слов. И в таком случае уже ведётся расследование всей финансовой деятельности вашего бизнеса или контрагента компании.

Следует заблаговременно подготовить детальную отчётность для каждого сотрудника или бывшего работника компании, за годовой период и прибыль с данным пакетом документов, исключив неточности или неверно составленные данные. И тут важно не дать лишней информации инспектору налоговой службы.

Стоит позаботиться о сказанном и у работников компании, которые должны говорить соответствующую информацию и отвечать только на свои вопросы. Исключая дополнительные варианты освидетельствования нервной информации. При том, что важно понимать, если вызывают на допрос в налоговую свидетелем, то лучше выбрать надежного юриста, который сможет помочь разобраться в тонкостях существующего законодательства и позволит все выполнить и оформить в соответствии существующими нормативами.

В первую очередь стоит обратить свое внимание и на принцип оформления повестки в налоговую службу. Нормативным документом выступает приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. ММ-3-06/338 и Письмо ФНС России от 17. 07. 2013 № АС-4-2/12837.

При наличии данного документа и верно оформленного проставления важно своевременно оказаться в налоговых органах. И если вызывают на допрос в налоговый свидетель, стоит всегда побеспокоиться о предоставлении документов или требований, по которым вас вызывают. Это позволит разрешить большое количество вопросов.

Сделать уточнение можно как связавшись по телефону с налоговым инспектором, так и отправив письмо на электронный адрес в соответствующий отдел. И если будут предоставлены требований и указаны причины, по которым вас вызывают на допрос в налоговую свидетелем, то можно более детально подготовить информацию, с учетом выше описанных пунктов.

Стоит внимательно изучать все предлагаемые формы и документы, которые будут предлагаться в процессе допроса или выявления дополнительных фактов вашей детальности. Это позволит избежать проблем и сложностей в появлении каждого рода финансовой деятельности.

Также в таком случае, будет обеспечена правильная система отчетов и подтверждение деятельности на собранной отчётности, если такое будет необходимо для инспектора налоговой службы. Систематизированный подход и подготовка, позволят избежать потерь личного времени и дадут повод не вовлекать свою деятельность и компанию в поле зрение налоговых органов и соответствующих проверок.

Вызов в инспекцию для разговора об «уточненках» по НДС

Во втором полугодии 2018 года отмечена тенденция роста количества вызовов в инспекцию с предложением уточнить обязательства по НДС в связи с тем, что, по мнению налогового органа, контрагенты компании якобы имеют признаки «фирм-однодневок», не ведут реальную предпринимательскую деятельность и вообще «не совсем благонадежные в налоговом плане».

При этом такой вызов может быть и в рамках комиссии по легализации налоговой базы и как самостоятельное основание для проведения «профилактической работы в целях повышения эффективности контрольной работы, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков». Именно так формулируют цель вызова налоговые органы в своих протоколах.

В ходе беседы руководителю компании представители инспекции указывают на наличие признаков нарушения компанией пределов в части завышения налоговых вычетов по НДС по сделкам с конкретными компаниями-контрагентами, которые по тем или иным причинам «не понравились» проверяющим. И конечно же руководителю добровольно предлагают «сдаться», а именно — уточнить налоговые обязательства компании по таким «сомнительным» сделкам.

А если это не будет добровольно сделано, то инспекция грозит  назначением выездной налоговой проверки, которая всенепременно будет результативной и по ее результатам по «сомнительным сделкам» можно будет распрощаться не только с вычетами по НДС, но, возможно, и с расходами по налогу на прибыль.

Пугающая для многих перспектива выездного контроля в совокупности с психологическим «нажимом» со стороны налогового органа не редко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных деклараций по налогу и доплатой в бюджет немалых сумм. «Откупились малой кровью»…так говорят некоторые руководители компаний в такой ситуации.

Но надо понимать, что факт подачи «уточненок» и уплаты соответствующих сумм налогов и пени все же на 100 % не исключает вероятность назначения выездной проверки, а иногда может косвенно подтвердить, что действительно сделки с указанными налоговым органом контрагентами «не совсем чисты в налоговом плане». Так что, «добровольное уточнение» далеко не панацея от выездной проверки.

Не следует на эмоциях сразу исполнять пожелания инспекции, надо понять реальные налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение. Возможно, что не так уж все плохо в Вашей ситуации, как представляют инспекторы и сделки вполне реальны и контрагенты абсолютно чисты и поэтому не стоит радовать проверяющих «легкими» поступлениями в бюджет.

Ситуация из практики

Компания получила уведомление о вызове руководителя в инспекцию, в котором было указана общая формулировка — по вопросам финансово-хозяйственных операций за III квартал 2018 года. В ходе беседы начальником инспекции устно были озвучены претензии к нескольким контрагентам компании, причем было недовольство по сделкам с некоторыми контрагентами за предыдущий квартал.

Контрагенты компании, по мнению инспекции, являются «техническими», поэтому руководителю настоятельно рекомендовали подать по сделкам с ними в течение 10 дней уточненные декларации и заплатить в бюджет чуть меньше миллиона рублей.

Однако, руководитель компании был готов к такому разговору, он заранее с помощью юриста подготовился к походу в инспекцию, поэтому спокойно и аргументировано, как в устном, так и в письменном виде пояснил, что оснований для представления «уточненок» у компании нет, поскольку сделки все реальны и компании-контрагенты вполне «живые», ведут предпринимательскую деятельность, имеют необходимые для этого ресурсы, прекрасно зарекомендовали себя на рынке, не обладают признаками «технических» компаний и все необходимые доказательства имеются. В итоге, компания не пошла на поводу у инспекции и сберегла деньги. Но здесь, несомненно, важно быть уверенным в своих прямых контрагентах.

На практике не редки случаи, когда в рассматриваемой ситуации простая беседа с начальником (заместителем начальника) инспекции может перерасти в допрос. А здесь, как говорится, смотри пункт 1 данной статьи. На допросе желательно присутствие юриста, который поможет менее «болезненно» его пройти и при необходимости пресечь «лишнее» со стороны должностных лиц налогового органа.

Итак, при вызове в налоговый орган на разговор об «уточненках», важно заблаговременно подготовиться к визиту в инспекцию, разобраться в ситуации, оценить возможные риски и перспективы разрешения спора с налоговым органом и на основе анализа всех важных моментов принять решение — уточнять налоговые обязательства либо нет.

Предлагаем ознакомиться:  Положен ли материнский капитал - советы адвокатов и юристов

«Юриста желательно подключать с самого начала, как только получено уведомление о вызове в инспекцию (с требованием о представлении документов либо без такового), а не в день визита и общения руководителя с инспекцией. В этом случае,  будет больше времени для анализа ситуации, оценки серьезности  намерений налогового органа и  определения тактики и стратегии поведения компании».

Виталий Цапков
ведущий налоговый юрист

Порядок вызова на допрос

Повестки налогового органа доставляются руководителям почтовыми курьерами на юридический адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.

Повестки рассылаются на имя руководителя организации, указанного в ЕГРЮЛ. Главное правило для налоговой — это прислать повестку не поздно.

Содержание повестки о вызове руководителя в качестве свидетеля шаблонное: «Гражданин такой-то, являющийся руководителем организации такой-то, ИНН такой-то, при проведении мероприятий налогового контроля возникла необходимость в получении свидетельских показаний и в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ Вам надлежит прибыть для допроса в качестве свидетеля к такому-то часу такой-то даты по такому-то адресу, в такой-то кабинет, к такому-то инспектору.

При себе иметь настоящую повестку, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

К повестке может быть приложен список вопросов, интересующих инспектора либо без таковых.

Повестка подписывается, как правило, заместителем руководителя территориального налогового органа по месту учета налогоплательщика, а оформляется исполнителем — ответственным должностным лицом налогового органа — налоговым инспектором. ФИО и служебный телефон исполнителя указывается в левом нижнем углу повестки.

Вот к этому исполнителю надлежит явиться руководителю коммерческой организации в назначенный день и час.

Справедливости ради нужно сказать, что если руководитель по тем или иным причинам не может явиться в назначенный день и час, он может согласовать с инспектором по телефону другой, удобный для себя, день и час своего визита к инспектору в ближайшее время.

Большинство инспекторов отвечают по телефону очень вежливо в соответствии с регламентом и утвержденной служебной этикой, свидетеля не запугивают и не кошмарят, сразу соглашаются на удобное для него время.

Если к повестке приложены вопросы (список вопросов), ответы на которые инспектор ожидает услушать от свидетеля, то есть смысл предварительно отправить по этим вопросам пояснительную записку по ТКС и/или захватить ее с собой на встречу с инспектором.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. К общим правилам проведения допроса можно отнести ограничение по времени, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.

Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Необходимо также отметить, что при наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.

Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.

Одним из исключений является вызов на допрос военнослужащего, военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части. Перед допросом следователь выполняет требования, предусмотренные частью пятой статьи 164 УПК. Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уголовному делу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания.

По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются. Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 уголовно-процессуального кодекса.

По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов  свидетеля (подобные заявления зачастую сводят усилия недобросовестного дознавателя, следователя к нулю, грамотные заявления всегда позволят исключить ненужные показания). Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.

1. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части.

Профессиональная помощь при вызове в налоговый орган

Можно конечно попробовать самостоятельно подготовиться к визитам в налоговую, но как показывает жизнь, не всегда получается полностью оценить все возможные риски, правильно выстроить линию защиты, поэтому именно профессиональный налоговый юрист сможет оказать вам своевременную и значительную помощь как при подготовке к визиту в налоговый орган, так и в ходе него.

Например, при необходимости юрист обратит внимание инспектора на неправильность произведенных в протоколе допроса записей ответов допрашиваемого свидетеля и необходимости их корректировки. При этом важно отметить, что в случае присутствия юриста после каждого задаваемого инспектором вопроса руководитель вправе обсуждать с юристом наиболее подходящие формулировки ответов, а при необходимости после ознакомления с протоколом допроса и до его подписания – требовать «редактирования» в протоколе таких формулировок.

История из практики

Инспектор попросил назвать генерального директора ООО «Бета» его иностранных покупателей. При этом необходимо отметить, что ООО «Бета» работало исключительно по агентским договорам с российскими организациями, в рамках которых оно как агент находило иностранных заказчиков для российских организаций, то есть формально иностранных покупателей у ООО «Бета» не было.

В итоге генеральный директор ответил буквально – «иностранных покупателей нет». В дальнейшем такая формулировка позволила налоговому органу в акте выездной проверки сделать вывод, что содержание протокола допроса генерального директора свидетельствует о номинальности руководства деятельностью ООО «Бета», так как свидетель не смог назвать своих контрагентов, иностранных заказчиков и т.п.

Во-вторых, участие налогового юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны налоговой инспекции (например, настоятельных требований проверяющих в адрес генерального директора или главного бухгалтера отказаться от возмещения НДС под угрозой назначения выездной проверки).

Для полной картины представляем таблицу, наглядно показывающую выгоды от визита в инспекцию вместе с юристом.

Самостоятельный визит в инспекцию

Визит в инспекцию вместе с юристом

Вопросы инспекции могут поставить вас в тупик. Вы формулируете ответы «на ходу»

Юрист помогает вам основательно подготовиться, моделируя основные вопросы, которые может задать инспекция и обсуждая с вами формулировки ответов. В итоге вы спокойно и корректно отвечаете на вопросы, четко формулируя свои ответы.

Вопросы инспекции могут запутать вас, поскольку проверяющие могут использовать двусмысленные формулировки, пытаясь вас «подловить». В итоге ваши ответы могут также быть неоднозначными или противоречивыми.

Юрист помогает вам понять суть вопроса, при необходимости просит инспекцию дать пояснения или переформулировать некорректный вопрос. В итоге вы даёте на вопрос инспекции чёткий и непротиворечивый ответ.

Инспекция может пытаться «запугать» вас (к примеру, требуя отказаться от возмещения НДС под угрозой выездной налоговой проверки)

Юрист пресечёт любые злоупотребления правами со стороны инспекции.

Инспекция может некорректно отразить формулировки ваших показаний в протоколе, что приведёт в двусмысленности толкования ваших показаний

Юрист тщательно проверит каждую формулировку, скорректирует неточности.

Вы выходите из инспекции в растерянности, не понимая как всё прошло

Юрист по результатам визита в инспекцию опишет вам складывающуюся картину, возможные претензии, которые могут возникнуть у инспекции, её возможные дальнейшие действия. С учётом этой информации вы сможете заранее подготовиться в дальнейшим контрольным мероприятиям со стороны инспекции.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли вернуть налоговый вычет за кредит

Как мы видим, присутствие юриста при визите в налоговый орган обеспечит спокойствие, корректность и максимальную эффективность Ваших показаний.

«В июле 2018 года вышло скандальное письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором ФНС России указала на присутствие представителей (адвокатов) при проводимых допросах как на признак того, что налогоплательщик не ведет реальную деятельность или декларации подписывают неуполномоченные либо неустановленные лица. Это письмо заставило многих насторожиться, возможно, что кто-то даже стал задумываться об отказе в сопровождении юристом процедуры допроса. Однако, для сомнений и волнений нет  причин! В ноябре 2018 года этот документ был официально отозван ФНС России с исполнения (письмо от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@), чем подтвержден факт, что присутствие юриста на допросе не является негативным признаком для налогоплательщика! Это законное право каждого на юридическую помощь и защиту. Как показывает практика, профессиональные советы юриста при подготовке к «походу» на допрос минимизирует возможные налоговые риски и конечно же, присутствие юриста в ходе допроса, его поддержка, поможет чувствовать себя гораздо уверенней и более спокойно пройти столь неприятное мероприятие».

Наталья Наталюк
ведущий налоговый юрист

Мы — налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы помочь Вам в подготовке к визиту в налоговый орган и при необходимости обеспечить сопровождение в инспекции.

О вызове на допрос в налоговую руководителей организаций-микропредприятий, что делать если налоговая поздно прислала вызов на допрос на подозреваемого, порядок вызова по телефону по УПК РФ

Допрос – процессуальное действие, проводимое должностными лицами органов предварительного расследования или судом в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, заключающееся в получении от свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого сведений о любых, относящихся к делу обстоятельствах.

В зависимости от процессуального статуса допрашиваемого лица имеются особенности в процедуре допроса.

Однако в данной статье, преимущественно рассматривается вопрос о порядке вызова на допрос на досудебных стадиях судопроизводства.

УПК РФ содержит нормы о порядке вызова на допрос лишь свидетеля и потерпевшего (статья 188 УПК РФ), которые вызываются на допрос повесткой.

Урегулирован законом и порядок направления повестки: она под расписку нарочным вручается непосредственно тому лицу, которое планируется допрашивать либо, в случае его отсутствия, одному из совершеннолетних членов его семьи (если повестка направляется по месту жительства лица) или передается администрации по месту работы лица, подлежащего допросу.

При этом закон не указывает, какие средства связи могут быть использованы для направления повестки адресату.

Следователь (дознаватель) может избрать любой существующий способ связи (почтовая, факсимильная, электронная). Однако, учитывая, что законом предусмотрены определенные «меры ответственности» за неявку по повестке (например, привод, денежное взыскание и т.

Несмотря на то, что порядок вызова на допрос достаточно подробно урегулирован законом, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев свидетели и потерпевшие на допрос лица вызываются не повестками должностных лиц органов предварительного расследования, а при помощи телефонного звонка следователя, дознавателя, либо другого лица, наделенного правом производить следственные действия.

В качестве плюсов такого порядка должностные лица органов следствия указывают быстроту и оперативность, отсутствие формализма. Абсолютно законное требование вызываемого лица направить ему повестку, следователи зачастую истолковывают как признак скрытности, недобросовестности, нечестности, дающий основания подозревать данное лицо чуть ли не в совершении расследуемого преступления.

Некоторые следователи, делясь «положительным» опытом указывают, что наиболее эффективным средством вызова на допрос является направление по месту работы человека, также не основанного на законе требования к работодателю обеспечить явку на допрос своего работника. Данное требование незаконно потому, что единственное требование, которое следователь вправе предъявить работодателю, это требование передать повестку адресату.

Обеспечение же явки лица на допрос не входит в  полномочия работодателя, так как последний не наделен законом властными полномочиями к работнику. Все приказы, указания и распоряжения работодателя по отношению к работнику могут затрагивать исключительно исполнением работником его трудовой функции и не могут касаться выполнением действий, не предусмотренных должностными обязанностями работника либо его трудовым договором.

Как уже было указано, вышеизложенный порядок вызова лица на допрос касается свидетелей и потерпевших. Однако в законе специально оговорено (часть 4 статьи 172 УПК РФ), что положения о вызове на допрос свидетелей и потерпевших применяются и в отношении обвиняемых.

Аналогичной отсылочной нормы в отношении подозреваемого закон не содержит. Это позволяет некоторым должностным лицам органов предварительного расследования утверждать, что статья 188 УПК РФ не регулирует порядок вызова на допрос подозреваемого, а так как данный вопрос не урегулирован законом, то в данном случае они руководствуются своим собственным усмотрением.

Следователь даже не отрицал, что он не вызывал подозреваемого по телефону, ссылаясь на то, что последний «умышленно не брал трубку».  Более того, после осуществленного привода подозреваемого и производства с ним следственных действий, данный следователь объявил подозреваемого в розыск, в связи с тем, что  тот вновь не являлся на «устные» вызовы следователя.

Стоит ли говорить, что при этом следователь не стал утруждать себя направлением повесток о явке или хотя бы телефонным уведомлением подозреваемого. Естественно все эти действия следователя были обжалованы в порядке главы 16 УПК РФ, следователь был отстранен от расследования и дисциплинарно наказан.

В своих жалобах я исходил из понятия «показания подозреваемого» приведенного в разделе УПК РФ посвященному доказательствам и доказыванию.

Согласно статьи 76 УПК РФ показания подозреваемого – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства в соответствии с требованиями статей 187 — 190 УПК РФ. Соответственно, требования статьи 188 УПК РФ должны неукоснительно исполняться лицами, осуществляющими производство по уголовному делу  при вызове на допрос подозреваемого.

Если вы не придете на допрос, не имея при этом уважительной причины, к вам могут быть применены меры процессуального принуждения, самой распространенной из которых является привод, заключающийся в принудительном доставлении лица органами дознания к лицу, осуществляющему производство по уголовному делу.

Однако еще раз хочется подчеркнуть, что вынести постановление о приводе следователь или дознаватель вправе лишь тогда, когда имеются подтвержденные данные о получении лицом повестки и отсутствия у него уважительных причин. В противном случае осуществленный привод будет противозаконным.

Спрогнозировать действия следователя на допросе и соответственно выработать тактику вашего поведения, что называется «на все случаи жизни», невозможно.

Все зависит от многих факторов: в каком качестве вас вызвали на допрос, по какому делу, какой доказательственной информацией вы располагаете и какую информацию от вас рассчитывает получить следователь и т. Конечно, многое еще зависит от личных и профессиональных качеств самого следователя (дознавателя).

В этой связи я рекомендую любому, кого вызвали на допрос, поинтересоваться у вызывающего лица по какому делу вас вызывают и в качестве кого (если это не указано в повестке). После этого если вы на 200% уверены, что поход в правоохранительные органы не обернется для вас негативными последствиями, то вы можете самостоятельно пойти к следователю и правдиво ответить на все его вопросы.

Если же у вас есть хоть малейшие сомнения в том, что своими показаниями вы не причините вреда себе либо близким вам людям, обязательно воспользуйтесь пунктом 6 части 4 статьи 56 УПК РФ, предоставляющей свидетелю право явиться на допрос с адвокатом, либо пунктом 8 части 2 статьи 42 УПК РФ, предоставляющей потерпевшему право на представителя — адвоката, который окажет необходимую помощью.

Причем воспользоваться  помощью адвоката необходимо не в ходе допроса, а до его начала, предварительно получив консультацию относительно объема информации, которую возможно предоставить следователю без ущерба для себя, обсудив возможность отказа от дачи показаний в случае наличия таковой, выработав тактику общения со следователем в ходе допроса и т.

Естественно, я не говорю о том, что адвокат необходим в 100% случаях вызова на допрос подозреваемого или обвиняемого. На мой взгляд, это абсолютно очевидно и не требует дополнительных обсуждений и рекомендаций.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector